ОПИСАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ МБОУ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА № 1
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
В Программе отражены цели и задачи, направленные на развитие системы
дополнительного образования в школе, а также средства и механизмы, обеспечивающие их
практическую реализацию.
Конечным результатом реализации программы должна стать
вариативная система дополнительного образования, которая будет создавать условия для
свободного развития личности каждого ученика учреждения.
Цель программы: удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных
социокультурных и образовательных потребностей детей, создание оптимальных педагогических
условий для всестороннего удовлетворения потребностей обучающихся и развития их
индивидуальных склонностей и способностей, мотивации личности к познанию и творчеству.
Задачи:
- обеспечение
гражданско-патриотического,
духовно-нравственного,
трудового
воспитания учащихся;
- выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей;
- профессиональная ориентация обучающихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления
здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
- адаптация детей к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся;
- организация содержательного досуга обучающихся;
- воспитание уважения к истории, культуре своего и других народов и ориентация в
информационном пространстве.
При организации дополнительного образования детей учреждение опирается на следующие
приоритетные принципы:
- свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
- ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
- возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
- единство обучения, воспитания, развития;
- практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Функции дополнительного образования:
- образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным программам,
получение им новых знаний;
- воспитательная – обогащение культурного слоя учреждения, формирование в учреждении
культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое
воспитание детей через их приобщение к культуре;
- информационная – передача педагогом ребенку максимального объема информации (из
которого последний берет столько, сколько хочет и может усвоить);
- коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и дружеского общения
ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время;
- рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления
психофизических сил ребенка;
- профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам
деятельности, содействие определения жизненных планов ребенка, включая предпрофессиальную
ориентацию;
- интеграционная – создание единого образовательного пространства учреждения;
- компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и
дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка
фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий
достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
- социализации – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков
воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
- самореализации – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах
жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она, решая задачи,
поставленные перед учреждением, исходит из возможностей педагогического коллектива
учреждения и сотрудничества с центрами дополнительного образования.
Возраст детей: 3-11 класс
Формы учебных занятий блока дополнительного образования:
- исследовательская и практическая деятельность;
- тренировки, соревнования;
- выпуск печатной газеты;
- интеллектуальные викторины;
- концертная деятельность;
- игры;
- беседы;
- экскурсия;
- творческий отчёт;
- театрализованные представления;
- праздничные вечера;
- конструирование;
- фестивали;
- создание презентаций, видеороликов;
- выставки творческих работ.
Режим занятий: занятия дополнительного образования (кружки, секции), индивидуальные
и групповые занятия и т.п. организуются в другую для обучающихся смену с предусмотренным
временем на обед, но не ранее чем через 0,5 часа после основных занятий. Занятия в группах ведутся
строго по расписанию, расписание занятий объединений составляется с учетом наиболее
благоприятного режима труда и отдыха детей, санитарно-гигиенических норм и возрастных
особенностей детей, утверждено директором школы.