Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специализированная школа № 1 им. Д. Карбышева с углубленным изучением
французского языка г. Феодосии Республики Крым»
(МБОУ специализированная школа № 1)
РАССМОТРЕНО
ШМО учителей
спортивно-эстетического цикла
(Протокол от 29.05.2023 № 6
Руководитель ШМО________Л.В. Федько
УТВЕРЖДАЮ
Приказом от 23.08.2023 № 330
Директор
МБОУ специализированная школа № 1
__________Г.П. Скорик
СОГЛАСОВАНО
заместителем директора по УВР
__________ В.В. Николаева
06.06.2023
РАССМОТРЕНО
педагогическим советом
МБОУ специализированная школа № 1
(Протокол от 14.08.2023 № 13)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Волейбол
Направленность - физкультурно-спортивная
Срок реализации программы- 1 год
Вид программы - модифизированная
Уровень - стартовый
Возраст обучающихся-14-17 лет
Условия реализации программы - бюджет
ID номер программы в АИС «Навигатор» -1091
Составитель – Халилов Руслан Айдерович
Должность – учитель физкультуры
г. Феодосия
2023 г.
2
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Волейбол разработана
в соответствии со следующими нормативными документами:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями на 01.07.2020);
2.Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 31.07. 2020);
3.Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
4.Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях
развития России до 2030 года»;
5.Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24.12.2018 № 16);
6.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р;
7.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утв.
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г.№ 678-р;
8. Приказ Минпросвещения России «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» от 09.11.2018 г. № 196 (в действующей редакции);
9. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
10.
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
11.
Приказ Минобрнауки от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Нормативно-правовые акты регионального уровня:
1.Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 № 1313PK/2015 (с изменениями на 10.09.2019);
2. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.12.2021
№
1948
«О
методических
рекомендациях
«Проектирование
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ».
Локальные акты учреждения:
Устав МБОУ специализированная школа №1;
Положение об организации дополнительного образования.
Направленность дополнительной образовательной программы- физкультурноспортивная
Актуальность образовательной программы заключается в том, что она направлена на
удовлетворение детей в активных формах двигательной деятельности, обеспечивающей
физическое, духовное и нравственное развитие обучающихся. В наше время массовый детский
спорт приобрел новое и весьма важное социальное значение.
Важным показателем качества образования является здоровье обучающихся. Программа
«Волейбол» направлена в первую очередь на укрепление здоровья и увеличения функциональных
возможностей организма (развитие силы, быстроты, выносливости) обучающихся. Посредством
баскетбола также развиваются волевые и лидерские качества, смелость, активность,
целеустремленность, умение работать в коллективе.
Также важной задачей является пропаганда здорового образа жизни.
3
Данная программа так же актуальна в связи с возросшей популярностью вида спортивной
игры «Волейбол» в нашей стране.
Новизной решения данной программы является двигательная деятельность, которая своей
направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В
процессе освоения данной программы воспитанники формируются как целостная личность, в
единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств.
Педагогическая целесообразность программы проявляется в том, что в кружке
«Волейбол» особое внимание уделяется формированию личностных свойств характера
обучающихся. Эти свойства, хотя и базируются на типе нервной системе, изменяются в
физкультурно-спортивной направленности специально организованной деятельности. Их
позитивная динамика определяется мотивацией обучающихся на здоровый образ жизни.
Цель программы: физическое развитие обучающихся средствами игры в волейбол.
Задачи:
Обучающие:
-повысить уровень физической подготовки учащихся;
-повысить интерес к волейболу;
-освоить основные технические приемы игры волейбол;
-подготовить команды для участия в соревнованиях;
-обучить правилам судейства игры;
Развивающие:
-развитие чувств патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу России;
-развивать трудолюбие, инициативность, самостоятельность, чувство коллективизма,
смелости в принятии решений и настойчивости в их выполнении;
- развивать лидерские качества и организаторские способности;
- создавать условия для социализации ребенка в коллективе сверстников;
- развивать психофизические особенности, способствующие успешной самореализации;
Воспитательные:
- воспитать любовь к родному краю, бережного отношения к традициям и культуре народов
России;
-воспитать потребность выполнение этических, нравственных норм общества;
- воспитать бережное отношение к природе;
- формировать гражданскую позицию, чувства патриотизма;
- формировать гармонично развитую личность;
- формировать способность действовать в экстремальных условиях;
- формировать морально - психологическую и физическую закалку;
Условия реализации программы:
Рассчитана на 1 год обучения. Всего 68 чосов. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу.
Учащиеся на занятии объединяются в 1 возрастную группу независимо от пола, количеством до 15
человек.
Формы и режим занятий: занятия проходят в форме теоретического и практического
материала два раза в неделю по 45 минут.
Методы оценки: соревнования, тестирования.
Кадровое обеспечение.
По данной программе может работать педагог дополнительного образования, имеющий среднееспециальное или высшее педагогическое образование.
Материально – техническое обеспечение программы
Занятия по теории и практике проводятся в спортивном зале, который в свою очередь имеет
необходимый инвентарь и разметку. Зал, хорошо проветриваемый с ярким освещением, в наличии
интерактивная доска и колонки для просмотра обучающих фильмов.
Планируемые результаты
4
В области предметных результатов:
Знать:
1. Основы знаний о здоровом образе жизни.
2. Историю развития вида спорта «волейбол» в школе, стране.
3. Правила игры в волейбол.
4. Тактические приемы в волейболе.
Уметь:
1. Выполнять основные технические приемы волейболиста.
2. Проводить судейство матча.
3. Проводить разминку волейболиста, организовать проведение подвижных игр.
В области метапредметных результатов:
1. Знать нормы поведения в спортивном зале.
2. Иметь навыки общения контактности и доброжелательности при решении задач.
3. Иметь интерес к военно-спортивным мероприятиям.
В области личностных результатов:
1. Позитивно оценивать свои способности и навыки.
2. Быть ориентированным на успех.
3. Иметь навык благородного, вежливого обращения к партнеру.
Учебный план
Направленность
Форма и
название
объединения
Физкультурно- «Волейбол»
спортивная
Количество
групп
Классы
Возраст
обучающихся
Количество
обучающихся
Часов
в
неделю
Часов
в год
1
8-11
классы
14-17
лет
15
2
68
№п/п Содержание учебного материала
1
2
3
Теоретические знания:
Краткий обзор состояния и развития волейбола
Краткие сведения о влиянии физических упражнений на организм
человека
Врачебный контроль и самоконтроль, первая помощь при травмах.
1
Правила соревнований и методика судейства
Техника и тактика игры и методы ее совершенствования
Практические занятия:
Общая физическая подготовка.
2
Специальная физическая подготовка
3
Изучение и совершенствование технических и тактических умений и
навыков.
Судейская практика.
Участие в соревнованиях.
Итого:
4
5
4
5
Кол-во часов
В
процессе
занятий
68
В процессе
занятий
В процессе
занятий
68
На соревнованиях
По плану
68
Содержание программы:
Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической,
физической, технической и тактической. При этом большое внимание уделяется упражнениям
5
специальной физической подготовки волейболиста и тактико-техническим действиям
волейболиста.
Общеразвивающие упражнения без
предметов:
- Упражнения для рук и плечевого пояса;
- Упражнения для туловища;
- Упражнения для ног;
- Упражнения сидя и лежа;
- Ходьба,бег.
Общеразвивающие упражнения с
предметами:
- Упражнения с короткой скакалкой;
- Упражнения с длинной скакалкой;
- Упражнения с гимнастической палкой;
- Упражнения с малыми мячами;
- Упражнения с набивными мячами.
Специальная физическая подготовка:
- Упражнения для развития силы мышц кистей;
- Упражнения для развития силы мышц
верхнего плечевого пояса;
- Упражнения для развития силы мышц
туловища;
- Упражнения для развития силы мышц ног;
- Упражнения для развития специальной
быстроты;
- Упражнения для развития специальной
выносливости;
- Упражнения для развития специальной
ловкости;
- Упражнения для развития специальной
гибкости.
Технические приемы игры:
- Техника нападения(стойки,перемещения);
- передачи мяча;
- подачи мяча;
- нападающий удар;
- техника защиты(стойки, перемещения);
- прием мяча;
- блокирование.
Тактические приемы игры:
- тактика нападения:
- индивидуальные действия;
- групповые действия;
- командные действия;
- тактика защиты;
- индивидуальные действия;
- групповые действия;
- командные действия.
Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
2023/2024 учебный год начинается 1 сентября 2023 года и заканчивается 26 мая 2024года
Продолжительность учебного года -34 недели
Периоды учебных занятий и каникул на 2023-2024 учебный год:
I четверть – 1 сентября – 27октября 2023 года;
II четверть – 7 ноября – 28 декабря 2023 года;
III четверть – 9 января – 15 марта 2024 года;
IV четверть – 25 марта – 26 мая 2024 года.
Сроки и продолжительность каникул:
Осенние каникулы – с 28 октября по 6 ноября 2023 года (10 дней);
Зимние каникулы – с 29 декабря 2023 года по 9 января 2024 года (11 дней);
Весенние каникулы – с 15марта по 25 марта 2024 года (9 дней).
Регламентирование образовательного процесса на неделю.
Продолжительность учебной рабочей недели: 5-ти дневная рабочая неделя в 1 – 11-х классах.
Режим работы педагогов, реализующих дополнительные общеразвивающие
программы:
6
Педагогическая
деятельность
осуществляется
согласно
расписанию
занятий
дополнительного образования, утверждённому приказом директора МБОУ специализированная
школа № 1 на 2023/2024 учебный год, должностным инструкциям работников.
Занятия дополнительного образования (кружки, секции), индивидуальные и групповые
занятия и т.п. организуются в другую для обучающихся смену с предусмотренным временем на
обед, но не ранее чем через 0,5 часа после основных занятий
В учебные и каникулярные периоды педагогические работники осуществляют учебную
(преподавательскую) и воспитательную работу, в том числе практическую подготовку
обучающихся, индивидуальную работу с обучающимися, научную, творческую и
исследовательскую работу, а также другую педагогическую работу, предусмотренную трудовыми
(должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом,
методическую,
подготовительную, организационную, диагностическую, работу по ведению мониторинга, работу,
предусмотренную планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных,
творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.
3. Организация деятельности и режима занятий:
Организация деятельности и режима занятий в системе дополнительного образования
осуществляется в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2, локальными нормативными актами МБОУ специализированная школа № 1 и
регламентируется учебным планом дополнительного образования.
4. Сроки реализации программы дополнительного образования: с 01.09.2023г по
26.05.2024г.
Условия реализации программы
Занятия проводятся в спортивном зале и на школьной площадке МБОУ
специализированная школа № 1, который в свою очередь имеет весь необходимый инвентарь и
разметку. Зал, хорошо проветриваемый с ярким освещением. Теоретические занятия проходят там
же, в наличие интерактивная доска и колонки для просмотра обучающих фильмов. Имеются
условия для использования дистанционных образовательных технологий, такой процесс обучения,
основан на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий,
позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между
преподавателем и учащимся.
Список литературы для педагога, учащихся и родителей:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Беляев А.В.. Волейбол на уроке физической культуры. - 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт,
2005. - 144 с.
Беляев А.В., Булыкина Л.В. Волейбол: теория и методика тренировки. - М.: Физкультура и
спорт, 2007. - 184 с.
Железняк Ю.Д. Юный волейболист: Учеб. пособие для тренеров. - М., 1988. - 192 с.
Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. http://www.sportlib.ru.
Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. Волейбол: У истоков мастерства /Под ред. Ю.В.
Питерцева. - М., 1998. - 144 с.
Ивойлов А.В. Волейбол. Очерки по биомеханике и методике тренировки. - М., 1981. - 152 с.