Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специализированная школа № 1 им. Д. Карбышева с углубленным изучением
французского языка г. Феодосии Республики Крым»
(МБОУ специализированная школа № 1)
РАССМОТРЕНО
ШМО учителей
спортивно-эстетического цикла
(Протокол от 29.05.2023 № 6
Руководитель ШМО________Л.В. Федько
УТВЕРЖДАЮ
Приказом от 23.08.2023 № 330
Директор
МБОУ специализированная школа № 1
__________Г.П. Скорик
СОГЛАСОВАНО
заместителем директора по УВР
__________ В.В. Николаева
23.08.2023
РАССМОТРЕНО
педагогическим советом
МБОУ специализированная школа № 1
(Протокол от 14.08.2023 № 13)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Футбол
Направленность - физкультурно-спортивная
Срок реализации программы- 1 год
Вид программы - модифицированная
Уровень - стартовый
Возраст обучающихся-11-14 лет
Условия реализации программы - бюджет
ID номер программы в АИС «Навигатор» -1095
Составитель – Халилов Руслан Айдерович
Должность – учитель физкультуры
г. Феодосия
2023 г.
2
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Футбол разработана в
соответствии со следующими нормативными документами:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями на 01.07.2020);
2.Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 31.07. 2020);
3.Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
4.Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях
развития России до 2030 года»;
5.Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24.12.2018 № 16);
6.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р;
7.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утв.
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г.№ 678-р;
8. Приказ Минпросвещения России «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» от 09.11.2018 г. № 196 (в действующей редакции);
9. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
10.
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
11.
Приказ Минобрнауки от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Нормативно-правовые акты регионального уровня:
1.Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 № 1313PK/2015 (с изменениями на 10.09.2019);
2. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.12.2021
№
1948
«О
методических
рекомендациях
«Проектирование
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ».
Локальные акты учреждения:
Устав МБОУ специализированная школа №1;
Положение об организации дополнительного образования.
Направленность дополнительной образовательной программы- физкультурноспортивная
Актуальность образовательной программы состоит в решении проблемы более
качественного физического развития детей посредством футбола, т.к. в основу программы
положены нормативные требования по физической и технической подготовке, данные научных
исследований и спортивной практики, опыт педагогов физической культуры и спорта.
Новизной заключается в том, что в ней введен раздел «Техническая и тактическая
подготовка игры в футбол», благодаря чему введено большее количество учебных часов на
разучивание и совершенствование технико-тактических приемов, что позволяет привлечь как
можно больше учащихся к занятиям по футболу и привить им любовь к этому виду спорта.
Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку, которой в других
программах уделено незаслуженно мало внимания.
3
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятия по этой
программе позволят учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми
приемами игры во внеурочное время, т.к. количество учебных часов, отведенных на изучение
раздела «Футбол» в школьной программе, недостаточно для качественного овладения игровыми
навыками и в особенности тактическими приемами. Программа актуальна на сегодняшний день,
т.к. ее реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей в связи с
высокой учебной нагрузкой. Систематические занятия футболом способствуют развитию у
учащихся: силы, быстроты, выносливости, решительности, чувства коллективизма, а также
улучшают деятельность центральной нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной
системы и др., что плодотворно сказывается на здоровье занимающихся.
Цель программы: формирование физической культуры личности в процессе всестороннего
развития физических качеств учащихся, овладения техникой и тактикой игры в футбол и ее
основными правилами.
Задачи:
Обучающие:
формирование необходимых теоретических знаний;
обучение технике и тактике игры;
обучение приемам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных
занятиях.
Развивающие:
развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых,
координационных, выносливости, гибкости);
повышение технической и тактической подготовленности в данном виде спорта;
совершенствование навыков и умений игры.
Воспитательные:
воспитание моральных и волевых качеств;
выработка организаторских навыков и умения действовать в коллективе, воспитание
ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;
формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям футболом;
формирование потребности к ведению здорового образа жизни, укреплению здоровья.
Условия реализации программы:
Рассчитана на 1 год обучения. Всего 68 часа. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу.
Учащиеся на занятии объединяются в 1 возрастную группу независимо от пола, количеством до 15
человек.
Формы и режим занятий: занятия проходят в форме теоретического и практического
материала два раза в неделю по одному часу.
Методы оценки: соревнования, тестирования.
Кадровое обеспечение.
По данной программе может работать педагог дополнительного образования, имеющий среднееспециальное или высшее педагогическое образование.
Материально – техническое обеспечение программы
Занятия по теории и практике проводятся на школьной площадке МБОУ специализированная
школа № 1, который в свою очередь имеет весь необходимый инвентарь и разметку.
Планируемые результаты
В области предметных результатов:
Знать:
1. Основы знаний о здоровом образе жизни.
2. Историю развития вида спорта «футбол» в школе, стране.
3. Правила игры в футбол.
4
4. Тактические приемы футбола.
Уметь:
1. Выполнять основные технические приемы футбола.
2. Проводить судейство матча.
3. Проводить разминку футболиста, организовать проведение подвижных игр.
В области метапредметных результатов:
1. Знать нормы поведения на спортивной площадке.
2. Иметь навыки общения контактности и доброжелательности при решении задач.
3. Иметь интерес к спортивным мероприятиям.
В области личностных результатов:
1. Позитивно оценивать свои способности и навыки.
2. Быть ориентированным на успех.
3. Иметь навык благородного, вежливого обращения к партнеру.
Учебный план
Направленность
Форма и
название
объединения
Количество
групп
Классы
1
5-8
классы
Физкультурно- «Футбол»
спортивная
№п/п Содержание учебного материала
Возраст
обучающихся
11-14
обучающихся
Часов
в
неделю
Часов
в год
15
2
68
лет
Кол-во часов
1
Техника безопасности. Введение.
2
2
Общая физическая подготовка.
10
3
Специальная физическая подготовка.
14
4
Техническая и тактическая подготовка
40
5
Правила игры
2
Итого:
Количество
68
Содержание программы:
1.Техника безапасности. Введение: Правила безопасности при занятиях футболом. Правила
безопасности при выполнении игровых действий. История возникновения и развития футбола.
Современное состояние футбола. Терминология в футболе.
2.Общая физическая подготовка.
Теория: Значение ОФП в подготовке футболистов.
Практика: Общеразвивающие упражнения, направленные на развитие всех физических качеств.
Упражнения на снарядах, тренажёрах, спортивные игры.
3.Специальная физическая подготовка.
Теория: Значение СПФ в подготовке футболистов.
Практика: Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты
сокращения мышц, которые учувствуют в выполнении технических приемов, скорости, силы,
координации, гибкости, выносливости (скоростной, силовой, игровой), быстроты перехода от
одних действий к другим. Эстафеты, подвижные и спортивные игры.
4.Техническая и тактическая подготовка.
5
Теория: Значение технической подготовки в футболе. Значение тактической подготовки в
футболе. Характеристика техники сильнейших футболистов. Анализ тактических действий
футбольных команд.
Практика: Передвижения боком, спиной вперед, ускорения, остановки, повороты, старты из
различных исходных положений; удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней
стороной стопы и средней частью подъема; остановка катящегося мяча внутренней стороной
стопы и подошвой; ведение мяча внешней и внутренней стороной стопы по прямой, с изменением
направления движения и скорости ведения правой и левой ногой; выбивание мяча ударом ногой и
ловля катящегося мяча. Индивидуальные и простые групповые тактические взаимодействия (с
мячом и без мяча) в нападении и в защите. Позиционное нападение без изменений и с изменением
позиций игроков. Нападение в игровых заданиях с атакой и без атаки ворот. Двусторонняя игра по
упрощенным правилам (с уменьшенным составом команд).
5.Правила игры.
Терминология в футболе. Правила игры.
Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
2023/2024 учебный год начинается 1 сентября 2023 года и заканчивается 26 мая 2024года
Продолжительность учебного года -34 недели
Периоды учебных занятий и каникул на 2023-2024 учебный год:
I четверть – 1 сентября – 27октября 2023 года;
II четверть – 7 ноября – 28 декабря 2023 года;
III четверть – 9 января – 15 марта 2024 года;
IV четверть – 25 марта – 26 мая 2024 года.
Сроки и продолжительность каникул:
Осенние каникулы – с 28 октября по 6 ноября 2023 года (10 дней);
Зимние каникулы – с 29 декабря 2023 года по 9 января 2024 года (11 дней);
Весенние каникулы – с 15марта по 25 марта 2024 года (9 дней).
Регламентирование образовательного процесса на неделю.
Продолжительность учебной рабочей недели: 5-ти дневная рабочая неделя в 1 – 11-х классах.
Продолжительность учебной рабочей недели: 5-ти дневная рабочая неделя в 1 – 11-х классах.
Режим работы педагогов, реализующих дополнительные общеразвивающие
программы:
Педагогическая
деятельность
осуществляется
согласно
расписанию
занятий
дополнительного образования, утверждённому приказом директора МБОУ специализированная
школа № 1 на 2023/2024 учебный год, должностным инструкциям работников.
Занятия дополнительного образования (кружки, секции), индивидуальные и групповые
занятия и т.п. организуются в другую для обучающихся смену с предусмотренным временем на
обед, но не ранее чем через 0,5 часа после основных занятий
В учебные и каникулярные периоды педагогические работники осуществляют учебную
(преподавательскую) и воспитательную работу, в том числе практическую подготовку
обучающихся, индивидуальную работу с обучающимися, научную, творческую и
исследовательскую работу, а также другую педагогическую работу, предусмотренную трудовыми
(должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом,
методическую,
подготовительную, организационную, диагностическую, работу по ведению мониторинга, работу,
предусмотренную планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных,
творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.
3. Организация деятельности и режима занятий:
Организация деятельности и режима занятий в системе дополнительного образования
осуществляется в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного
6
санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2, локальными нормативными актами МБОУ специализированная школа № 1 и
регламентируется учебным планом дополнительного образования.
4. Сроки реализации программы дополнительного образования: с 01.09.2023г по
26.05.2024г.
Условия реализации программы
Занятия проводятся в спортивном зале и на школьной площадке МБОУ
специализированная школа № 1, который в свою очередь имеет весь необходимый инвентарь и
разметку. Зал, хорошо проветриваемый с ярким освещением. Теоретические занятия проходят там
же, в наличие интерактивная доска и колонки для просмотра обучающих фильмов. Имеются
условия для использования дистанционных образовательных технологий, такой процесс обучения,
основан на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий,
позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между
преподавателем и учащимся.
Список литературы для педагога, учащихся и родителей:
1. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М.: Владос-пресс, 2003.
2. Матвеев Л.П. «Теория и методика физической культуры». М.: ФиС.2001г.
3. Спортивная гимнастика. Программа. – М.: Советский спорт, 2005
4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - М.: ФиС, 2000.
5.Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: ФиС, 1988.
6. Дьячков В.М. Физическая подготовка спортсмена. - М.: ФиС, 2001.
7. Зациорский В.М. Физические качества спортсменов. -М.: ФиС, 2003.