Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специализированная школа № 1 им. Д. Карбышева с углубленным изучением
французского языка г. Феодосии Республики Крым»
(МБОУ специализированная школа № 1)
ПРИНЯТО
педагогическим советом
МБОУ специализированная школа № 1
(Протокол от 02.07.2024 № 09)
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ специализированная школа № 1
___________Г.П. Скорик
(Приказ от 08.07.2024 г № 287)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
на 2024/2025 учебный год
2
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Содержание дополнительного образования учреждения
2.1. Физкультурно-спортивная направленность
2.2. Социально-гуманитарная направленность
2.3. Туристско-краеведческой направленность
2.4. Художественная направленность
2.5 Техническая направленность
3. Ожидаемые результаты реализации программы дополнительного образования и
способы их проверки
4. Ресурсное обеспечение для реализации программы
3
5
6
7
7
8
8
4.1. Материально-техническое обеспечение
9
8
9
4.2. Кадровое обеспечение
10
4.3. Информационно – методическое обеспечение
12
3
1.Пояснительная записка
Образовательная программа дополнительного образования Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Специализированная школа №1 им. Д. Карбышева с
углубленным изучением французского языка г. Феодосии Республики Крым» составлена в
соответствии со следующими документами:
1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №
273-ФЗ (ч. 1 ст. 75);
2. Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в российской Федерации»
от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ч. 1 ст. 4);
3. Концепцией развития дополнительного образования детей, утв. распоряжением
Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г.№ 1726-р;
4. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утв.
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г.№ 678-р;
5. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации и Департамента
государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи «О внеурочной деятельности и
реализации дополнительных общеобразовательных программ» от 14.12.2015 г. № 09-3564;
6. Приказом Минпросвещения России «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» от 09.11.2018 г. № 196;
7.
Учебным планом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Специализированная школа № 1 им. Д. Карбышева с углубленным изучением французского
языка г. Феодосии Республики Крым» (далее – учреждение) на 2022/2023 учебный год.
Дополнительное образование детей направлено на содействие физическому,
интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в
них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах
общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и
федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями
российской и мировой культуры.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе,
профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся
способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать
возрастные и индивидуальные особенности детей.
Для системной и качественной реализации дополнительного образования в учреждении
создана Программа дополнительного образования (далее – Программа). В Программе отражены
цели и задачи, направленные на развитие системы дополнительного образования в школе, а также
средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию. Конечным результатом
реализации программы должна стать вариативная система дополнительного образования, которая
будет создавать условия для свободного развития личности каждого ученика учреждения.
Цель программы: удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных
социокультурных и образовательных потребностей детей, создание оптимальных педагогических
условий для всестороннего удовлетворения потребностей обучающихся и развития их
индивидуальных склонностей и способностей, мотивации личности к познанию и творчеству.
Задачи:
- обеспечение
гражданско-патриотического,
духовно-нравственного,
трудового
воспитания учащихся;
- выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей;
- профессиональная ориентация обучающихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления
здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
- адаптация детей к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся;
4
- организация содержательного досуга обучающихся;
- воспитание уважения к истории, культуре своего и других народов и ориентация в
информационном пространстве.
При организации дополнительного образования детей учреждение опирается на следующие
приоритетные принципы:
- свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
- ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
- возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
- единство обучения, воспитания, развития;
- практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Функции дополнительного образования:
- образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным программам,
получение им новых знаний;
- воспитательная – обогащение культурного слоя учреждения, формирование в учреждении
культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое
воспитание детей через их приобщение к культуре;
- информационная – передача педагогом ребенку максимального объема информации (из
которого последний берет столько, сколько хочет и может усвоить);
- коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и дружеского общения
ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время;
- рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления
психофизических сил ребенка;
- профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам
деятельности, содействие определения жизненных планов ребенка, включая предпрофессиальную
ориентацию;
- интеграционная – создание единого образовательного пространства учреждения;
- компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и
дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка
фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий
достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
- социализации – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков
воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
- самореализации – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах
жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она, решая задачи,
поставленные перед учреждением, исходит из возможностей педагогического коллектива
учреждения и сотрудничества с центрами дополнительного образования.
Возраст детей: 3-11 класс
Формы учебных занятий блока дополнительного образования:
- исследовательская и практическая деятельность;
- тренировки, соревнования;
- выпуск печатной газеты;
- интеллектуальные викторины;
- концертная деятельность;
- игры;
- беседы;
- экскурсия;
- творческий отчёт;
- театрализованные представления;
- праздничные вечера;
- конструирование;
- фестивали;
5
- создание презентаций, видеороликов;
- выставки творческих работ.
Режим занятий: занятия дополнительного образования (кружки, секции),
индивидуальные и групповые занятия и т.п. организуются в другую для обучающихся смену с
предусмотренным временем на обед, но не ранее чем через 0,5 часа после основных занятий.
Занятия в группах ведутся строго по расписанию, расписание занятий объединений составляется с
учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей, санитарно-гигиенических норм и
возрастных особенностей детей, утверждено директором школы.
2. Содержание дополнительного образования учреждения
Развитие системы дополнительного образования детей в учреждении становится понастоящему эффективным, так как дополнительные образовательные программы соответствуют
интересам и потребностям школьников, учитывают реальные возможности их удовлетворения в
конкретном учреждении, помогают ребенку сформировать собственную ценностную и
действенную позицию, стимулируют его самообразование и саморазвитие.
Все педагоги дополнительного образования работают по программам, которые отвечают
потребностям и интересам детей, в соответствииcприродными склонностями и способностями.
Программы дополнительного образования в учреждении имеют следующие
направленности:
- физкультурно-спортивная,
- социально-гуманитарная,
- туристско-краеведческой,
- техническая;
- художественная.
Программы дополнительного образования в учреждении имеют следующие
направленности и представлены такими кружками:
1. Физкультурно-спортивная «Волейбол», «Футбол», «Юнармия»).
2. Социально-гуманитарная ( «Сочинение на отлично»)
3. Техническая (« Моделирование и лазерные технологии»)
4. Художественная («Вокально – хоровой кружок «Единство», «Театр на французском
языке «Контраст», «Крымский вальс»)
5. Туристско-краеведческая («Школьный музей»)
№
Недельная
Класс
Название программы
Исполнитель
п/п
нагрузка
учащихся
Вокально-хоровой кружок
1.
Шуба М.М.
2
5-7
«Единство»
2.
Волейбол
Халилов Р.А.
3
8-11
3.
Крымский вальс
Кызылова В.А.
2
11
Моделирование и лазерные
4.
Карапетян А.Г.
2
5-10
технологи
5.
Сочинение на отлично
Кызылова А.П.
1
11
Театр на французском языке
6.
Низельская О.И.
1
6-10
«Контраст»
7.
Футбол
Халилов Р.А.
3
5-9
8.
Школьный музей
Кызылова А.П.
2
8-11
9.
Юнармия
Грайфер В.В.
2
7-10
Итого
18
В таблице 1 представлена характеристика основных программ, реализуемых в рамках
дополнительного образования в учреждении.
Таблица 1
6
Характеристика основных программ, реализуемых в рамках дополнительного
образования в учреждении
2.1. Физкультурно-спортивная направленность
Целью физкультурно-спортивного направления является содействие физическому
развитию детей и подростков, воспитанию гармонично развитых личностей, обучении знаниям,
умениям и навыкам игры в волейбол и баскетбол, а также убеждение в престижности занятий
спортом и возможности достичь успеха, ярко проявить себя на соревнованиях. Работа сучащимися
предполагает решение следующих задач:
- укрепление здоровья и содействие правильному разностороннему физическому развитию;
- закаливание организма обучающихся; повышение общей физической подготовки;
- укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, гибкости, ловкости,
силы, выносливости;
- развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования
необходимо игрового навыка, обучение и совершенствование основ техники и тактики игры в
волейбол и баскетбол;
- выполнение нормативных требований по общей и специальной физической подготовки;
- приобретение навыка в организации и построении учебно-тренировочных занятий и
соревнований;
- создание условий для развития физической активности учащихся с соблюдением
гигиенических норм и правил;
- формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к победе и
проигрышу;
- организация межличностного взаимодействия обучающихся на принципах успеха;
- укрепление здоровья ребенка с помощью физкультуры и спорта;
- оказание помощи в выработке воли и морально-психологических качеств, необходимых
для того, чтобы стать успешным в жизни;
- развитие логического мышления, способности рассчитывать, прогнозировать и
предугадывать ситуацию.
В структуру физкультурно-спортивной направленности входят следующие кружки:
1. «Волейбол»
2. «Футбол»
3. «Юнармия»
2.2. Социально-гуманитарная направленность
Основная цель социально-гуманитарного направления – формирование у подростков
приемов и навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию. Данная
направленность способствует реализации личности в различных социальных кругах, социализации
ребёнка в образовательном пространстве, адаптации личности в детском социуме. Приоритетными
задачами являются:
- всемерное содействие формированию и развитию целостного жизнеутверждающего
мировоззрения, духовно-нравственных ценностей, толерантного отношения к носителям
различных верований и культур, что особенно актуально в условиях Крыма, воспитанию
учащегося – будущего гражданина-патриота, настроенного на творческое созидание;
- развитие творческих способностей подростков;
- развитие умения устного и письменного выступления.
Программы естественнонаучной направленности обеспечивают общественное развитие
человека во взаимодействии и общении с другими людьми, социально-культурной средой,
осуществляют формирование у детей положительного социального опыта, освоение социальных
ролей, учат успешно общаться с детьми разными по возрасту и уровню развития.
Структура социально-педагогической направленности представлена следующим образом:
7
1. «Сочинение на отлично»
2.4. Художественная направленность
Целью художественно-эстетической направленности является воспитание гражданина
России, знающего и любящего свой край, его традиции и культуру и желающего принять активное
участие в его развитии. Работа с обучающимися; предполагает решение следующих задач:
- развивать творческие возможности детей;
- воспитание наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения;
- развитие творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный
вымысел;
- воспитание культуры речи, приобретение навыков дикции, мимики и пластики;
- развитие у детей навыка действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно
раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом;
- развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их
эмоциональное состояние;
- раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих
возможностей;
- воспитание в детях добра, любви к ближним, внимания к людям, родной земле,
неравнодушного отношения к окружающему миру;
- развитие у обучающихся пластичности и чувства ритма;
- обучение умению слышать и чувствовать музыку;
- формирование у учащихся культуры общения и поведения в социуме.
Структура художественной направленности представлена следующим образом:
1. Вокально – хоровой кружок «Единство»
2. Театр на французском языке «Контраст»
3. «Крымский вальс»
2.5 Техническая направленность
Цель технической направленности модернизация деятельность в области развития научнотехнического творчества детей. Приобретение учащимися основных знаний и сведений по
основам выбранного технического направления, ознакомление с его историей. Формирование у
учащихся образного технического мышления, умения выражать собственный замысел через
схемы, наброски или чертежи. Развитие у обучающихся интереса к деятельности, связанной с
электричеством, через освоение азов работы с ним прикладным путем; ранняя профессиональная
ориентация.
Структура технической направленности представлена следующим образом:
1. «Моделирование и лазерные технологии».
2.6 Туристско-краеведческая направленность
Целью туристско-краеведческой направленности является Формирование всесторонне
развитой личности средствами туризма, краеведения, создание условий для самореализации,
социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального
самоопределения личности. Формирование общей культуры личности на основе воспитания
гражданственности и любви к Родине, бережного отношения к традициям отечества, края, города,
школы.
Структура туристско-краеведческой направленности представлена следующим образом:
1. «Школьный музей»
3. Ожидаемые результаты реализации программы дополнительного образования и
способы их проверки
К ожидаемым результатам деятельности реализации программы дополнительного
образования можно отнести:
8
- расширение возможностей для наиболее полного удовлетворения потребностей и
интересов учащихся, выявление одарённых детей и формирование мотивации успеха;
- повышение роли дополнительного образования в деятельности школы;
- вовлечение в различные виды деятельности большего количества учащихся;
- снижение роста негативных проявлений среди несовершеннолетних;
- укрепление здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни;
- обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации детей к жизни в
обществе;
- воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к
Родине, природе, семье.
Формы контроля универсальных умений и навыков, формируемых на занятиях блока
дополнительного образования:
- изучение и утверждение дополнительных образовательных программ, тематического
планирования;
- посещение и анализ занятий;
- посещение массовых мероприятий, творческих отчётов;
- организация выставок и презентаций.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
зачеты, отчетные концерты, спектакли, конкурсы, выставки, сбор и анализ результатов участия в
соревнованиях различного уровня (общешкольные, городские). Оценочные средства представлены
в виде приложений к программе.
Преимущества программы дополнительного образования:
1.Система дополнительного образования дает возможность каждому ребенку выбрать себе
занятие по душе, позволяет создать условия для полной занятости обучающихся, создает условия
для углубленного изучения многих предметов.
2.Система дополнительного образования является серьезным звеном воспитательной
работы учреждения.
3. Работа с обучающимися в рамках дополнительного образования в учреждении выполняет
важные воспитательные задачи: целенаправленно организовывает досуг обучающихся, формирует
творческую личность, создает условия для социального, культурного и профессионального
самоопределения, предупреждает асоциальное поведение.
4. Ресурсное обеспечение для реализации программы
4.1. Материально-техническое обеспечение
Группы дополнительного образования занимаются в школьных кабинетах, спортивном
зале. Материалы, инструменты и другое необходимое оборудование имеется и приобретается за
счет бюджетных средств.
Таблица 2
Материально-техническое обеспечение программ, реализуемых в рамках
дополнительного образования в учреждении
№
Место
Название
Материально-техническое обеспечение
п/п проведения
программы
палка гимнастическая пластик 1500 мм. – 10 шт.;
скакалка L-2400’4 – 15 шт.; скакал-ка L-3000’5 – 20
шт.; мяч для большого тенниса – 15 шт.; коврик для
аэробики (1800х600х8 мм) – 20 шт.; доска текстовая
«Баскетбол», кружок
Спортивный - 1 шт.; стенд «Нормы ГТО» - 1 шт.; стенд «Правила
1.
«Волейбол»,
зал
поведения в спортзале» - 1 шт.
«Юнармия»
раздевалка для мальчиков: скамья – 1 шт.; вешалка
настенная – 1 шт.;
раздевалка для девочек: скамья – 1 шт.; вешалка
настенная – 1 шт.
9
№
п/п
2.
Место
проведения
Спортивный
зал
3.
Кабинет 15
4.
Кабинет 38
5.
Кабинет 32
6
Кабинет 12
Материально-техническое обеспечение
палка гимнастическая пластик 1500 мм. – 10 шт.;
скакалка L-2400’4 – 15 шт.; скакал-ка L-3000’5 – 20
шт.; мяч для большого тенниса – 15 шт.; коврик для
аэробики (1800х600х8 мм) – 20 шт.; доска текстовая
- 1 шт.; стенд «Нормы ГТО» - 1 шт.; стенд «Правила
поведения в спортзале» - 1 шт.
раздевалка для мальчиков: скамья – 1 шт.; вешалка
настенная – 1 шт.;
раздевалка для девочек: скамья – 1 шт.; вешалка
настенная – 1 шт.
стол для учителя – 1 шт.; стул мягкий офисный
«SEVEN» – 60 шт.; фортепиано – 1 шт.; телевизор
плазменный «PANASONIC»– 1 шт.; подставка под
ТВ – 1 шт.; экран переносной с подставкой– 1 к-т;
система ВКС- 1 к-т.
стол для учителя – 1 шт.; стул офисный – 1 шт.; стол
ученический – 15 шт.; стул ученический - 30 шт.;
доска – 1 шт.; комплект стендов «Морфемика.
Орфография. Лексика» - 8 шт.; стенд ЕГЭ – 11 – 1
шт.; стенд ОГЭ – 9 – 1 шт.
стенд магнитно-маркерный «К уроку» - 1 шт. стол
для учителя – 1 шт.; кресло офисное для учителя – 1
шт.; стол ученический – 14 шт.; стул ученический 28 шт.; тумба – 2 шт.; доска – 1 шт.; акустическая
система – 1 шт.; гарнитура компьютерная – 1 шт.;
набор демонстрационный – 1 шт.; интерактивное
пособие с комплектом таблиц (306 таблиц + 112
карточек + 26 CD дисков) с методическими
рекомендациями для учителя – 26 шт.;
интерактивное учебное пособие сетевой фильтр – 1
шт.; интерактивная система: интерактивная доска со
специализированным программным обеспечением, с
ультракороткофокусным проектором и настенным
креплением для проектора – тип 2 – 1 шт.;
портативный компьютер педагога – 1 шт.;
многофункциональное устройство – 1 шт.
стенд магнитно-маркерный «К уроку» - 1 шт. стол
для учителя – 1 шт.; кресло офисное для учителя – 1
шт.; стол ученический – 14 шт.; стул ученический 28 шт.; тумба – 2 шт.; доска – 1 шт.; акустическая
система – 1 шт.; гарнитура компьютерная – 1 шт.;
набор демонстрационный – 1 шт.; интерактивное
пособие с комплектом таблиц (306 таблиц + 112
карточек + 26 CD дисков) с методическими
рекомендациями для учителя – 26 шт.;
интерактивное учебное пособие сетевой фильтр – 1
шт.; интерактивная система: интерактивная доска со
специализированным программным обеспечением, с
ультракороткофокусным проектором и настенным
креплением для проектора – тип 2 – 1 шт.;
Название
программы
«Крымский вальс»
«Вокально-хоровой
кружок «Единство»,
«Театр на
французском языке
«Контраст»
«Сочинение на
отлично»
«Школьный музей»
« Моделирование и
лазерные технологии»
10
№
п/п
Место
проведения
Название
программы
Материально-техническое обеспечение
портативный компьютер педагога – 1 шт.;
многофункциональное устройство – 1 шт.
4.2. Кадровое обеспечение
На сегодняшний день школа укомплектована кадрами на 100%. Работу с детьми по
дополнительному образованию осуществляет квалифицированный коллектив, состоящий из 7
педагогических работников.
Таблица 3
Кадровое обеспечение программ, реализуемых в рамках дополнительного образования в
учреждении
№
п/п
1.
Название программы
«Волейбол»,
«Футбол»
ФИО
преподавателя
Халилов Р.А.
Образование
Категория
Должность по
штатному
расписанию
Высшее
Первая
Учитель
(физической
культуры)
2.
«Юнармия»
Грайфер В.В.
Высшее
СЗД
Преподавательорганизатор
ОБЖ
3.
Вокально-хоровой
кружок «Единство»
Шуба М.М.
Высшее
Высшая
Учитель
(музыки)
4.
«Крымский вальс»
Кызылова В.А.
Высшее
СЗД
Педагог ДО
5.
Театр студия на
французском языке
«Контраст»
Низельская О.И.
Высшее
Высшая
Учитель
французского
языка
6.
«Сочинение на
отлично»
Кызылова А.П.
Высшее
Высшая
7.
«Моделирование и
лазерные технологии»
Карапетян А.Г.
Среднее
специальное
Высшая
8.
« Школьный музей»
Кызылова А.П.
Высшее
Высшая
Учитель
(русского языка
и литературы)
Учитель ИЗО и
труда и
(технологии)
Учитель
(русского языка
и литературы)
В школе функционирует профессиональный стабильный преподавательский коллектив.
Ежегодно ведется работа по повышению квалификации учителей через систему курсов
повышения квалификации (как очных, так и дистанционных), конкурсов профессионального
мастерства.
Квалификация учителей, готовность к постоянному профессиональному росту позволяют
ставить перед коллективом и успешно решать любые образовательные задачи.
4.3. Информационно – методическое обеспечение
11
В качестве информационно – методического обеспечения реализации программы
дополнительного образования учащихся в учреждении представлены:
1. программы педагогов и тематическое планирование;
2. дополнительная литература, используемая педагогами по различным направлениям.