2
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
В настоящее время основой разработки дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ является следующая нормативно-правовая база:
− Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
− Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в действующей редакции);
− Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении
Основ государственной культурной политики» (в действующей редакции);
− Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р;
− Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утверждённая
Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 (в действующей редакции);
− Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу
заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
− Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в
действующей редакции);
− Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным
проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 г. № 114 «Об
утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий
осуществления
образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования, основным
программам
профессионального
обучения,
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
− Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей» (в
действующей редакции);
− Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ» (в действующей редакции);
− Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных
целях развития России до 2030 года»;
− Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере» (в действующей редакции);
− Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
− Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
− Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания» (в действующей редакции);
3
− Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей»;
− Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» (в
действующей редакции);
−Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам;
− Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 г. № 131ЗРК/2015 (в действующей редакции);
− Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.09.2021
г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного образования
для детей Республики Крым»; − Приказ Министерства образования, науки и молодежи
Республики Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
− Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179-р «О
реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в Республике Крым»;
− Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023 г. № 510 «Об
организации оказания государственных услуг в социальной сфере при формировании
государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере
на территории Республики Крым»;
− Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023 г. № 593 «Об
утверждении Порядка формирования государственных социальных заказов на оказание
государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных
органов Республики Крым, и Формы отчета об исполнении государственного социального
заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям
исполнительных органов Республики Крым»;
− Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023 г. № 639 «О
вопросах оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
образовательных программ» в соответствии с социальными сертификатами»;
− Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ
ВО «Московский государственный педагогический университет». ФГАУ «Федеральный
институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования
«Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242; − Методические рекомендации по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов,
с учетом их особых образовательных потребностей, письмо Министерства образования и науки
РФ от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»;
− Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 г. № ТС –
551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
− Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О направлении
методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
− Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 г. № АБ3924/06 «О направлении методических рекомендаций «Создание современного инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-
4
инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;
− Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2023 г. № 04-423
«О направлении методических рекомендаций для педагогических работников образовательных
организаций общего образования, образовательных организаций среднего профессионального
образования, образовательных организаций дополнительного образования по использованию
российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и их родителями
(законными представителями)»;
− Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой
модели профессиональной ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской
Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего
образования», «Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в
образовательных организациях субъекта Российской Федерации»);
− Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 29.09.2023 г. № АБ3935/06 «Методические рекомендации по формированию механизмов обновления содержания,
методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных
на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение
компонентов,
обеспечивающих
формирование
функциональной
грамотности
и
компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным
развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих
стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений
научно технологического и культурного развития страны»;
− Устав ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ;
− Локальные акты образовательной организации (Положения).
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
– социально-гуманитарная.
Актуальность программы определяется прежде всего тем, что полученные знания
формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с
учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовиться учащимся к написанию
творческого задания. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему,
формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и
волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой
взгляд на мир, реализовать себя в написанном тексте.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть
культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо
уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности
невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие
личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. Таким
образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинениеразмышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим
каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в
будущем ни самореализовался.
Принцип построения программы - формирование личности ребенка через вовлечение в
деятельность. Осваивая новые роли, преодолевая препятствия, накапливая новый опыт,
программа ведёт к формированию ценностных установок и коммуникативной культуры: дети
смогут применить полученные знания и полученный опыт при поступлении в высшие учебные
заведения. В рамках программы планируются специализированные формы проведения занятий:
работа с нормативными документами, с учебными пособиями, с тестами и текстами, тренинг,
практикум, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов.
Новизна программы:
5
- в логике построения учебного материала для формирования навыков лингвистического
анализа текста;
- в определенном планировании занятий (но вовсе не обязательном), так как распределение
часов для подготовки учащихся во многом зависит от уровня подготовленности учащихся;
- в предоставлении большого количества разнообразных заданий, которые можно использовать
выборочно. Отбор предложенных для анализа текстов осуществлен с точки зрения
нравственного и эстетического воспитания старшеклассников. Варианты заданий и занятий в
целом позволяют учителю использовать материал в зависимости от психолого-педагогических
особенностей класса или группы учащихся;
- в акцентировании внимания на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов;
- в систематизировании занятий для постепенного накопления умений: осмысление авторского
текста, создание текста с опорой на образец, написание собственного текста.
Значимость данной программы в углублении лингвистических знаний, овладении культурой
устной и письменной речи и искусства речевого общения, в формировании умений применять
полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии
навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления,
подготовки конкурентоспособного ученика.
Отличительные особенности программы обусловлены возрастными изменениями
выпускников. Это:
- Создание оптимальных условий для отработки навыков грамотного письма
(орфографии и пунктуации).
- Проверка уровня усвоения системы знаний и новой учебной ситуации.
- Создание условий для развития творческого логического мышления школьников,
повышение их познавательной мотивации, обучение выделению главного.
- Формирование культуры речи.
- Создание комфортного психологического климата для обеспечения возможности
сохранения здоровья учащихся.
- Содействие развитию мыслительных процессов – систематизации, анализу.
- Целенаправленное обучение учащихся коллективной и групповой деятельности.
- Подготовка учащегося к определению собственного образовательного маршрута.
К отличительным особенностям программы относится активное использование
современных образовательных технологий, обеспечивающих высокую мотивацию к процессу
обучения.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена важностью создания
условий для формирования у обучающихся общекультурных, коммуникативных и социальных
навыков, необходимых для успешного интеллектуального и духовнонравственного развития.
Средства достижения поставленной цели разнообразны:
- Использование разных форм и методов организации учебной деятельности,
позволяющих раскрыть субъективный опыт учащихся;
- Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика;
- Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов
выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
- Использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее
значимые для него вид и форму содержания;
- Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его
достижений;
- Поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы
работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
- Создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому проявлять
инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах работы;
- Предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.
Адресат программы
6
Организация образовательного процесса происходит в соответствии с учебным планом.
Группа сформирована по возрасту 15-17 лет (11 класс); состав группы – постоянный; виды
занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать:
теоретические и практические занятия, мастер-классы, игры, выполнение самостоятельной
работы, творческие работы. Занятия проводятся в группе 15 человек, сочетая принцип
группового обучения с индивидуальным подходом. Набор в группы проводится посредством
подачи заявки в АИС «Навигатор ДО РК» с последующим предоставлением заявления
родителем (законным представителем) или самим ребенком, достигшим 14-ти лет, и согласия
на обработку персональных данных в письменном виде, а также медицинской справки,
позволяющей находится в детском коллективе, заниматься выбранным видом деятельности.
Объем и срок реализации программы
Программа рассчитана на занятия 1 раз в неделю, всего 36 часов в год, один
академический час 45 минут. Сроки реализации программы дополнительного образования: с
01.09.2024г по 07.06.2025г.
Уровень программы
Программа рассчитана на один год обучения стартового уровня, 36 часов, численность
группы составляет 15 человек.
Формы обучения: Занятия проводятся в очной форме, возможно с применением
дистанционных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов. Формы
обучения: фронтальные, групповые и коллективные.
Особенности организации образовательного процесса: Организация образовательного
процесса происходит в соответствии с учебным планом. Группа сформирована по возрасту;
состав группы – постоянный; виды занятий по программе определяются содержанием
программы и могут предусматривать: теоретические и практические занятия, мастер-классы,
игры, выполнение самостоятельной работы, творческие работы. Занятия проводятся в группе
максимум 15 человек, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
Набор в группу проводится посредством подачи заявки в АИС «Навигатор ДО РК» с
последующим предоставлением заявления родителем (законным представителем) или самим
ребенком, достигшим 14-ти лет, и согласия на обработку персональных данных в письменном
виде, а также медицинской справки, позволяющей находится в детском коллективе, заниматься
выбранным видом деятельности.
Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (1 академический час – 45 мин.).
Занятия дополнительного образования (кружки, секции), индивидуальные и групповые
занятия и т.п. организуются в другую для обучающихся смену с предусмотренным временем на
обед, но не ранее чем через 0,5 часа после основных занятий.
В учебные и каникулярные периоды педагогические работники осуществляют учебную
(преподавательскую) и воспитательную работу, в том числе практическую подготовку
обучающихся, индивидуальную работу с обучающимися, научную, творческую и
исследовательскую работу, а также другую педагогическую работу, предусмотренную
трудовыми
(должностными)
обязанностями
и
(или)
индивидуальным
планом,
подготовительную, организационную, диагностическую, работу по ведению мониторинга,
работу, предусмотренную планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных,
спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.
Начало
учебного года
Окончание
учебного года
Периодичность
занятий
01.09.2024
07.06.2025
1 раз в неделю
Кол-во часов Кол-во
в неделю
часов
месяц
1
4
Кол-во часов
в в год
36
7
1.2. Цель Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в
жанре рецензии или эссе, формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения
письменной речью.
Задачи
1) Образовательные:
Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).
Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки
конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.
Способствовать развитию письменной речи.
Подготовить учащихся к выполнению заданий внешнего образовательного мониторинга.
2) Развивающие:
развивать внимание, мышление, память и воображение, а также эмоциональную сферу в
процессе обучения;
сохранять и приумножать такие важные качеств ребенка, как инициативность,
самостоятельность.
3) Воспитательные:
воспитывать нравственные качества личности, дружелюбное отношение к
представителям других стран и культур, чувство патриотизма;
формировать общечеловеческие ценности, воспитывать моральноволевые и
нравственно-этические качества, такие как взаимовыручка, ответственность, сила духа,
трудолюбие, дисциплинированность, целеустремленность;
создавать ситуации успеха на занятии.
1.3. Воспитательный потенциал
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы
учащиеся работают с текстами духовно-нравственного содержания; такая работа предполагает
не только изучение языковых категорий – на занятиях происходит развитие речевых,
интеллектуальных и нравственных сторон личности ученика, воспитание ребенка.
Воспитательная работа в рамках программы через работу над разными текстами
направлена на:
- воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к русской культуре, ее
традициям;
- уважение к высоким образцам культуры других стран и народов;
- развитие доброжелательности в оценке творческих работ товарищей и критическое
отношение к своим работам;
- воспитание чувства ответственности при выполнении своей работы.
Данная программа помогает создавать условия для комфортного пребывания
воспитанников на занятиях через принцип воспитания социокультурной средой, принцип
педагогического руководства и активности воспитанников, принцип уважения ко всем
участникам образовательного процесса, принцип опоры на положительные качества личности
ребенка, принцип воспитания посредством коллективной работы. Участие в том или ином
объединении - добровольный выбор ребенка. Только заинтересовав обучающихся, создав
благоприятные условия для их развития, педагогу удастся создать дружный и способный к
созидательному труду коллектив.
Индивидуальный подход педагога к каждому ребенку является обязательным условием
образовательного процесса. Тем самым педагог помогает ребенку адаптироваться в коллективе,
снимает психологический зажим, выявляет и развивает способности учащегося, создает
благоприятные условия для его творческого развития.
8
№п/п
1
2
1
2
3
1.4. Содержание программы
1.4.1. Учебный план
Наименование раздела
Кол-во часов
Форма контроля
Всего
Теория
Практика
Часть 1. Разноаспектный анализ текста (15 часов)
Стилистический и
7
6
1
Практическая
типологический анализ
работа
текста.
Лингвистический анализ
8
7
1
Практическая
текста.
работа
Часть 2. Сочинение-рассуждение на основе текста. (19 часов)
Анализ текста.
5
4
1
Практическая
работа
Композиция и языковое
6
6
0
Тестирование
оформление сочинения.
Тренировочные
8
4
4
Практическая
сочинения.
работа
1.4.2. Содержание учебного плана
Часть 1.
Разноаспектный анализ текста. 15 часов.
1. Стилистический и типологический анализ текста. 7 часов.
Теория: Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста.
Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические
средства организации текста. Стили речи. Типы речи.
Практика: Работа с текстами. Практикум.
2. Лингвистический анализ текста. 8 часов.
Теория: Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и
рассуждение.
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы,
лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные
антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония),
диссонанс, звукопись.
Лексические – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота,
олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора,
эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание,
риторическое обращение, синтаксические конструкции.
Практика:
1. Прочитать текст и определить, к какому стилю и типу речи он относится;
2. Прочитать текст и определить, в каком предложении заключена основная мысль автора;
3. Определить, какое утверждение противоречит позиции автора;
4. Определить, в каком предложении автор использует синонимы (антонимы…);
5. Найти предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения
(указательного местоимения…);
6. Написать номера тех средств выразительности, которые использованы в указанном
абзаце;
7. Какое из перечисленных тропов используется в указанном предложении;
8. Какая из пословиц и поговорок соответствует теме текста.
9
Часть 2.
Сочинение-рассуждение на основе текста. 19 часов.
1. Анализ текста. 5 часов.
Теория: Содержание исходного текста. Тексты научно-популярного, публицистического,
разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля.
Рецензия. Эссе.
Практика: Работа с текстами.
2. Композиция и языковое оформление сочинения. 6 часов.
Теория: Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.
Авторская позиция. Основная часть сочинения. Финал сочинения-рассуждения. Изложение
собственного мнения.
Практика: Тренинги. Работа с текстами.
3. Тренировочные сочинения. 8 часов.
Теория: Экзамен в формате ЕГЭ по русскому языку.
Практика:
написание сочинений-рассуждений;
редактирование.
1.5. Планируемые результаты
Личностные:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского
народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения; – воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и
обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Метапредметные:
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
10
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды
в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
Предметные результаты
Выпускник на базовом уровне научится:
– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
– использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование,
11
рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
– правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений
при построении текста;
– создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с
функциональностилевой принадлежностью текста;
– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании
текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации).
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь
между ними;
– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве
и выразительности русского языка);
– отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного
русского языка;
– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения
мысли и усиления выразительности речи;
– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами
ведения диалогической речи;
– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2024/2025 учебный год начинается 1 сентября 2024 года и заканчивается 24 мая 2025
года
Продолжительность учебного года - 36 недель
Периоды учебных занятий и каникул на 2024-2025 учебный год:
I четверть – 1 сентября – 27 октября 2024 года;
II четверть – 7 ноября – 28 декабря 2024 года;
III четверть – 9 января – 15 марта 2025 года;
IV четверть – 25 марта – 26 мая 2025 года.
Сроки и продолжительность каникул:
Осенние каникулы – с 28 октября по 6 ноября 2024 года (9 дней);
Зимние каникулы – с 29 декабря 2024 года по 8 января 2025 года (9 дней);
Весенние каникулы – с 16 марта по 24 марта 2025 года (9 дней).
12
Начало
Окончание
учебного года учебного
года
01.09.2024
07.06.2025
Периодичность
занятий
Кол-во часов Кол-во часов Кол-во часов
в неделю
в месяц
в год
1 раз в неделю
1
4
36
Продолжительность учебной рабочей недели: 5-ти дневная рабочая неделя в 1 – 11-х классах.
Уровень – стартовый
июнь
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
май
апрель
3
март
февраль
2
январь
декабрь
1
ноябрь
октябрь
сентябрь
2 полугодие
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Кол-во часов в неделю
Кол-во учебных недель
месяц
1 полугодие
4
4
4
4
3
4
4
4
1
Объем учебной нагрузки на учебный год 36 часов
2.2. Условия реализации программы:
2.2.1. Кадровое обеспечение
По данной программе работает педагог дополнительного образования
Итоговый контроль
Практическая работа
тестирование
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Входной контроль
Аттестация/ форма контроля
Кол-во часов в месяц
4
13
Должность по
штатному
расписанию
Учитель
русского языка и
Кызылова Анна
литературы,
1. «Музейные уроки»
Высшее
Высшая
Павловна
педагог
дополнительного
образования
Педагог владеет базовыми навыками работы с компьютерной техникой и программным
обеспечением, базовыми навыками работы со средствами телекоммуникаций (системами
навигаций в сети Интернет, навыками поиска в сети Интернет, электронной почтой и т.д., имеет
навыки и опыт обучения и самообучения с использованием цифровых образовательных
ресурсов. Педагог дополнительного образования обладает компетенциями в соответствии с
требованиями профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».
2.2.2. Материально-техническое обеспечение
Занятия проходят в учебном кабинете, где в наличии интерактивный комплекс (ноутбук,
проектор, экран), имеется выход в интернет, а также учебные столы и стулья, книжные шкафы,
учебная доска.
Помещение для занятий соответствует всем санитарно-гигиеническим нормам.
Материалы, необходимые для занятия (тетради, карандаши, ручки), приобретаются
самими учащимися.
2.2.3. Методическое обеспечение
Формы организации образовательного процесса: групповая.
Формы организации учебного занятия: основными формами являются лекция, беседа,
круглый стол, деловая игра, практическое занятие. Дополнительными формами организации
выступают: турнир, диспут, защита проектов, конкурс, конференция, мастер-класс, «мозговой
штурм», олимпиада, открытое занятие, презентация, семинар, эксперимент, встреча с
интересными людьми.
Педагогические технологии: технология разноуровневого обучения, технология
проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной
деятельности.
Алгоритм учебного занятия:
- подготовка кабинета к проведению занятия (проветривание кабинета, подготовка
необходимого инвентаря);
- организационный момент;
- актуализация знаний: повторение темы;
- основная часть (изложение теории);
- выполнение заданий, заполнение рабочего листа;
- проверка правильности выполнения заданий;
- заключительная часть: подведение итогов.
Методическое обеспечение программы включает в себя: методическую литературу и
методические разработки для обеспечения образовательного и воспитательного процесса
(календарно-тематическое планирование, планы-конспекты занятий, годовой план
воспитательной работы, сценарии воспитательных мероприятий, является приложением к
программе, а также является образцом для разработки учебно-воспитательного комплекса.
Оригиналы хранятся у педагога дополнительного образования и используются в
образовательном процессе.
Программа предполагает проведение теоретических и практических занятий.
Предпочтение отдается практическим занятиям, которые позволяют сформировать практикоориентированные умения и навыки у обучающихся.
№
п/п
Название
программы
ФИО
преподавателя
Образование Категория
14
2.2.4. Информационное обеспечение
1. Государственные информационные ресурсы
- Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации
https://edu.gov.ru/ (Дата обращения: 01.08.2023 г.)
- Официальный сайт Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым
https://monm.rk.gov.ru/ru/index (Дата обращения: 01.08.2023 г.)
- Официальный сайт ГБОУ ДО РК «ДДЮТ» http://ddyt.ru/ (Дата обращения: 01.08.2023
г.)
2. Информационно-коммуникационные педагогические платформы:
- «Сферум» https://sferum.ru/?p=start (Дата обращения: 01.08.2023 г.)
- Навигатор дополнительного образования Республики Крым https://xn--82-kmc.xn-80aafey1amqq.xn--d1acj3b/ (Дата обращения: 01.08.2023 г.)
3. Образовательные порталы:
- Российское образование http://www.edu.ru (Дата обращения: 01.08.2023 г.)
- Инфоурок https://infourok.ru/ (Дата обращения: 01.08.2023 г.)
2.3. Формы аттестации/ контроля
Контроль усвоения знаний осуществляется в следующих формах:
- педагогическое наблюдение;
- устный опрос;
- письменное тестирование.
Для оценки уровня развития ребенка и форсированности основных умений и навыков
проводятся практические занятия (входной контроль, промежуточный контроль, итоговый
контроль).
Основной формой подведения итогов работы являются итоговое сочинение по литературе
(декабрь) и сочинение (задание №27) ЕГЭ по русскому языку (июнь).
2.4. Список литературы
Литература для учителя:
1.
Айзерман Л.С. «Сочинение о сочинениях». – М., 1986.
2.
Богданова О.Ю. «Экзамен по литературе». - М., 1997.
3.
Бойко М.И. «Сочинения по литературе в средней школе». – Киев, 1973.
4.
Ильин Е.Н. «Как сдать экзамен по литературе». – С.-П., 1998.
5.
Калганова Т.А. «Сочинение различных жанров в старших классах».–«Просвещение», М.,
2000.
6.
Карнаух Н.Л., Щербина И.В. «Письменные работы по литературе 9-11 класс». –
«Дрофа», М., 2002.
7.
Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. «Развивайте дар слова». Факультативный курс «Теория
и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.
8.
Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу
«Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.
9.
Лиманд Т.В. «С сочинением на ты». - «Школьная пресса», М., 2001.
10.
Малышева Л.М. «Пишем сочинения». - М., 1999.
11.
Морозова Н.П. «Учимся писать сочинения». – М., 1987.
12.
Нарушевич А.Г. «Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11
классе» - Ростов н/Д.: «Легион», 2014.
13.
Обернихина Г.А. «Сочинения на литературную тему». – М., 1999.
14.
Озеров Ю.А. «Раздумья перед сочинением». – М., 1990.
15.
Рыжова Н.В. «Как писать хорошее сочинение». – М., 1998.
16.
Ташлыков С.А. «Сочинение: секреты жанра» - Иркутск.: «Иркут», 2011.
17.
Щербакова О.И. «Виды сочинений по литературе. 10-11 классы» - М.: «Просвещение»,
2015.
Литература для учащихся:
15
1.
Бисеров А.Ю. Учебное пособие "ОГЭ 2016 Русский язык. Тематические тренировочные
задания. 9 класс"
2.
Егораева Г.Т. ЕГЭ. 9 класс. Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме).
Типовые тестовые задания/ М. «Экзамен», 2009, 2010
4.
С.И. Львова «Уроки словесности», «Дрофа», 1996
5.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.
М. Просвещение. 2001.
Литература для родителей:
1. Айзерман Л.С. «Сочинение о сочинениях». – М., 1986.
2. Богданова О.Ю. «Экзамен по литературе». - М., 1997.
3. Озеров Ю.А. «Раздумья перед сочинением». – М., 1990.
4. Рыжова Н.В. «Как писать хорошее сочинение». – М., 1998.
16
3. Приложения
Приложение №1.
3.1. Оценочные материалы
Входной контроль
Написать сочинение в формате итоговое сочинение по литературе на тему: Что человек ищет в
путешествиях?
Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) документ от ФИПИ
1.
Соответствие теме.
2.
Аргументация. Привлечение литературного материала.
3.
Композиция и логика рассуждения.
4.
Качество письменной речи.
5.
Грамотность.
Текущий контроль№1
Написать сочинение в формате итоговое сочинение по литературе на тему: Можно ли идти к
цели «по головам»?
Текущий контроль №2
Написать сочинение в формате итоговое сочинение по литературе на тему: Может ли
преступление иметь законное основание?
Текущий контроль №3.
Написать сочинение в формате ЕГЭ по русскому языку по тексту Л.Н. Толстого «Про любовь».
Итоговый контроль.
Написать сочинение в формате ЕГЭ по русскому языку по тексту И.А. Бунина «Красные
лапти».
Лист оценки работы учащегося в формате итоговое сочинение по литературе
Примечания
Требования
Требование 1
Зачет
Незачет
Требование 2
Зачет
Незачет
Критерии
Критерий 1
Зачет
Незачет
Критерий 2
Зачет
Незачет
Критерий 3
Зачет
Незачет
Критерий 4
Зачет
Незачет
Критерий 5
Зачет
Незачет
17
Критерии оценивания сочинения в формате ЕГЭ
Критерий
1. Соответствие ответа заданию.
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого
фрагмента/стихотворения.
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить
о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения.
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей.
2. Привлечение текста произведения для аргументации.
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для
выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская
позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют.
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа
произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не
искажена,
И/ИЛИ
допущена одна фактическая ошибка
Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ
авторская позиция искажена1,
И/ИЛИ
допущено две или более фактические ошибки
3. Логичность и соблюдение речевых норм.
Отсутствуют логические, речевые ошибки.
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) –
суммарно не более двух ошибок.
Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от
наличия/отсутствия ошибок других видов).
Максимальный балл
Баллы
2
2
1
0
2
2
1
0
2
1
0
6
18
Приложение №2
3.2. Методические материалы
План - конспект занятия №17.
Тема: Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей.
Цели:
подготовить учащихся к выполнению второй части единого государственного экзамена и
научить:
понимать и раскрывать тему сочинения любого жанра;
логично и доказательно мыслить и излагать результаты своего суждения литературным
языком в надлежащем стилевом оформлении.
Задачи:
научить формулировать и комментировать проблему исходного текста, определять
позицию автора текста;
аргументировано высказывать свое собственное отношение к выделенной и
прокомментированной проблеме.
Оборудование урока: Выставка книг «Через тесты - к звёздам», персональный компьютер,
видеопроектор, карточки с текстом, текст сочинения, критерии оценивания.
Ход урока
I. Вступление
- Здравствуйте! Поприветствуем гостей! Время пролетело быстро. До ЕГЭ осталось около 3-х
месяцев. Одним из самых сложных заданий на экзамене является написание сочинения –
рассуждения. Поэтому тема нашего занятия – (слайд 1) «Анализ композиции текстов научного,
публицистического, разговорного стилей». Цель сегодняшнего занятия: (слайд 2) продолжить
подготовку к выполнению 27-го задания ЕГЭ: отработать умение составлять композицию
сочинения-рассуждения, делить текст на абзацы. Запишем тему.
Обратите внимание на эпиграф к нашему занятию (слайд 3)
Сочинение учит думать,
учит понимать жизнь,
учит вчитываться в каждое слово.
В. Литвинов
Согласны ли вы с утверждением автора?
Запишем эпиграф.
1-й ученик: В подготовке к экзаменам наряду с Интернетом - сайты «Решу ЕГЭ», «Ловушки
ЕГЭ», «Капканы ЕГЭ», «Незнайка инфо» - нам помогают книги. На выставке «Через тесты - к
звёздам» мы представили пособия, которыми пользуемся. Это
1. Людмила Великова «Русский язык. Навигатор для старшеклассников и абитуриентов» 2
книги.
2. С.В. Драбкина, Д. И. Субботин «Русский язык».
3. Н. А. Сенина, А. Г. Нарушевич «ЕГЭ – 2024. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ курс
интенсивной подготовки».
4. И.П. Цыбулько «ЕГЭ. Русский язык. Отличный результат».
5. И.П. Цыбулько «ЕГЭ. Русский язык. 10 вариантов.
6. И.П. Цыбулько «ЕГЭ. Русский язык. 36 вариантов.
7. «Я сдам ЕГЭ! Русский язык».
8. «Я сдам ЕГЭ! Литература».
А назвали мы нашу выставку так, потому что в латинском языке есть такое крылатое
выражение. Per aspera ad astra (пэр аспэра ад астра) — через тернии к звёздам. Всё в жизни, что
добывается просто, не ценится, легковесно, переменчиво. Лишь регулярный труд,
целеустремленность, упорное преодоление проблем, решение сложных задач («тернии») могут
стать основой серьезного, долгосрочного успеха — «достижения звёзд» - целей. В нашем
случае – успешно сдать экзамен нам помогут тесты.
19
II. Актуализация темы (слайд 4)
Повторим теорию
1. Сколько баллов набирает выпускник за правильное выполнение ЕГЭ? (58 баллов за 100процентное выполнение ЕГЭ).
2. А сколько баллов из 56 выпускник набирает за задание №27 – сочинение-рассуждение по
тексту? (24 балла)
3. Каков должен быть объём сочинения? (Более 150 слов)
4. Что грозит выпускнику, если количество слов в сочинении будет меньше установленной
нормы? (Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0
баллов, задание считается невыполненным. При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов
количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается)
Категорически запрещается:
1. Просто пересказывать текст, не анализируя его.
2. Использовать в анализе большое количество цитат). Если много цитат, их могут
вычеркнуть из общего количества слов.
5. Из скольких обязательных пунктов должна состоять композиция сочинения-рассуждения по
предложенному тексту? (Из 6-7)
6. Какие изменения в критериях оценивания произошли в этом году?
Слайд 5. Слайд 6.
- Правильно ли составлен план сочинения-рассуждения по тексту в формате ЕГЭ? Если
допущены ошибки, то назовите их.
1. Проблема.
2. Смысловая связь.
3. Своя позиция и её обоснование.
4. Позиция автора.
5. Первый аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её
раскрытия.
6. Заключение.
7. Второй аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её
раскрытия.
Слайд 7. Проверим себя. Композиция сочинения-рассуждения (К1-К6):
1. Проблема (К1 – 1 б.)
2. Первый аргумент из текста для комментирования проблемы (1 б.), его значение для её
раскрытия (1 б).
3. Смысловая связь примеров (1 б).
4. Второй аргумент из текста для комментирования проблемы (1 б.), его значение для её
раскрытия (1 б.) итого К2 – 5.
5. Позиция автора (К3 – 1.)
6. Своя позиция и её обоснование . (К4 - 1 б.)
7. Заключение (К5 - 2 б.) (К6 – точность, выразительность речи - 2 б.)
Итого – 12б из 24
Слайд 9. Стратегия работы с текстом
3-й ученик:
1. Шаг 1. Читая исходный текст, определите, над каким вопросом размышляет автор и как
он на этот вопрос отвечает. Так вы найдёте проблему и сформулируете авторскую
позицию.
2. Шаг 2. Перечитайте исходный текст, чтобы найти два примера, важных для понимания
проблемы, поясните значение этих примеров и укажите смысловую связь между ними.
Напишите комментарии, который будет помещаться между проблемой и авторской
позицией.
3. Шаг 3. Сформулируйте собственную позицию и обоснуйте её.
4. Шаг 4. Напишите заключение.
20
Слайд 10-11.
V. Физминутка (зарядка для позвоночника)
Основная проблема – это «позвоночник» сочинения, стержень, вокруг которого и будем
строить всё сочинение. А сейчас подумаем о своей осанке.
1-2. Упражнение.
Руки перед грудью.
Потянуться влево-вправо.
Плечи на месте.
Руки в замке за спиной слева, справа.
3. «Черепашка». Наклоны головы. Голову потянуть назад-вперёд, можно напрячь мышцы лица.
Слайд 12. С чего начать? Внимательно читаем текст.
Сочинение пишется по тексту. Теперь аргументы из литературы и жизненного опыта будут
служить обоснованием своего мнения. Поэтому начнём с внимательного прочтения текста,
подчёркивания в нём основных мыслей, важных слов, фраз, художественных средств, которые
использует автор. Вы должны найти в нём тот материал, который будете использовать при
анализе.
Слайд 13.
VI. Работа с текстом Елены Сикирич
- Прослушаем текст, выделим ключевые слова.
Работа с текстом Елены Сикирич (приложение)
(1)Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения, кропотливо и
пристально проанализировать то, что нас разъединяет. (2)Основным всё-таки является другой
вопрос, на который мы должны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения:
«Что нас объединяет?».
(3)Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться
столько же, сколько будет существовать то, что нас объединяет. (4)Если нас связывают дом,
дача, деньги, внешняя привлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые
сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будут поставлены под
угрозу и наши взаимоотношения. (5)Связи, в которых людей уже ничего не объединяет, похожи
на потёмкинские деревни, где внешне всё нормально, но за красивым фасадом – одни проблемы
и пустота. (6)Часто такие формальные связи хуже одиночества.
(7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты. (8)Если в
преодолении препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают усилия
и сражаются за то, чтобы стало лучше, это не только укрепляет любые отношения, но и рождает
новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты и
направляющие развитие событий в совсем иное русло.
(9)Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя и
своего внутреннего достоинства. (10)Для взаимоотношений нужны двое, и любой наш шаг
должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за которым последует его реакция, его
ответные шаги нам навстречу. (11)Если после наших продолжительных усилий такого не
случается, то напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши
взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и один
человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно и искусственно.
(12)Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны пытались преодолеть
чувство собственничества и эгоизма. (13)Очень часто мы не видим индивидуальности,
уникальности людей, которых любим, и продолжаем рассматривать их как отражение наших
собственных взглядов, требований, представлений о том, какими они должны быть. (14)Мы не
должны пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и подобию. (15)Любовь
требует ощущения воздуха и свободы души. (16)Люди, любящие друг друга, не растворяются
друг в друге и не теряют своей индивидуальности; они – две колонны, поддерживающие крышу
одного храма.
- Какие слова подчеркнули? (По Е. Сикирич*)
21
* Елена Анатольевна Сикирич (род. в 1956 г.) – современный публицист, философ, психолог,
общественный деятель
Проблемы
Позиция автора
1. Проблема взаимоотношений между Людей объединяют «пережитые
людьми. (Что объединяет людей?)
кризисные моменты».
2. Проблема преодоления эгоизма в
отношениях между людьми. (Как
преодолеть эгоизм в отношениях двух
любящих людей?)
трудности
и
Чтобы преодолеть чувство собственничества и
эгоизма, не нужно пытаться переделывать людей;
необходимо
ценить
индивидуальность,
уникальность людей, которых мы любим.
3.
Проблема
«формальных» «Формальным» связям свойственно притворство,
связей.(Почему « формальные» связи которое порождает пустоту.
могут быть хуже одиночества?)
Слайд 14.
Итак, текст прочитан, выделены фразы, помогающие его понять.
Сравните формулировки проблем.
1. В данном тексте Елена Сикирич поднимает проблему взаимоотношений между людьми.
(Что объединяет людей?)
2. В тексте Елены Сикирич поднимается проблема преодоления эгоизма в отношениях
между людьми. (Как преодолеть эгоизм в отношениях двух любящих людей?)
3. Что такое «мир»? Какое влияние он оказывает на человека? Такие вопросы
заинтересовали автора.
4. Почему «формальные» связи могут быть хуже одиночества? Над этим вопросом
размышляет автор предложенного для анализа текста.
Все ли проблемы отражены в данном тексте? Укажите номера правильных ответов (1, 2, 4)
Для сочинения выберем какую проблему? (Что нас объединяет?)
Слайд 9. (шаги) Итак, проблему определили (Что объединяет людей?). Теперь определим
позицию автора. (Людей объединяют «пережитые трудности и кризисные моменты») Но в
сочинении перед позицией автора нужно написать комментарий – два примера из текста - и
смысловую связь между ними. (предложения 2, 3, 4-5). И наконец, обоснуем свою позицию.
Какие могут быть источники для обоснования своей позиции? (смотрим Банк аргументов)
(слайд 15)
Слайд 16-17. (Работа с деформированным текстом в парах)
VII. Восстановите текст сочинения
22
Расположите фрагменты сочинения таким образом, чтобы получился связный текст. Для этого
расставьте номера данных фрагментов.
Обоснуйте
свой
ответ.
1. С этим невозможно не согласиться: очень часто люди, не замечающие друг друга в
обыденной, мирной жизни, становятся родными душами, пережив страшные моменты судьбы
своей страны. О блокаде Ленинграда написано очень много и исторических хроник, и
художественных произведений. Но больше всего поражает тот факт, что во время голодных
месяцев люди не озлобились, не опустились на нравственное дно, а проявили чудеса
самоотверженности, милосердия. Они старались объединяться, чтобы вместе пережить суровое
время, после войны не теряли друг друга, потому что общие трудности сплотили их.
2. Позиция автора довольно ясна. Людей объединяют «пережитые трудности и кризисные
моменты».
3. Таким образом, человек познаётся в беде, поэтому люди, пережившие трудные минуты
жизни, навсегда остаются вместе.
4. Далее он объясняет, почему в таких ситуациях важно искать именно объединяющие мотивы.
Дело в том, что, с точки зрения автора и «мудрых людей», на которых он ссылается, именно
наличие объединяющих «точек» является решающим фактором, обеспечивающим
длительность отношений (об этом говорится в предложении 3). При этом, как подчёркивает
автор, важно различать и природу связей, объединяющих людей. Связи материальные («дом,
дача, деньги, внешняя привлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые
сегодня есть, а завтра нет») он сравнивает с потёмкинскими деревнями (об этом говорится в
предложениях 4-5), которые формально существуют, но по сути являются фикцией, миражом.
5. В мире много людей, которые, живя рядом, ничего друг о друге не знают. Что же нас
объединяет? Над этим вопросом размышляет Елена Сикирич.
6. Свои размышления автор начинает с мысли о том, что поиском ответа на этот вопрос мы
чаще всего озабочены тогда, когда наши отношения с кем-то не так хороши, как нам хотелось
бы, или вообще близки к краху (об этом говорится в предложении 2). Тем самым автор
очерчивает сферу действия данной проблемы.
Слайд 18. Проверьте себя.
VIII. Работа с критериями оценки сочинения
- А теперь возьмём сочинение и карточки для оценивания и посчитаем баллы по критерию 2 за
уже готовое сочинение (оно лежит на столах). Сколько поставим? (5 из 24-х)
Задание 27. Критерий 2 Задание 27. Критерий 4
Баллы
5 4
Пример 1
+ + + + + + -
+ + + -
Произведения художественной литературы
Пояснение
1
+ + -
+ -
+ -
-
-
Личный опыт
Связь
+ -
-
-
-
-
Цитаты (известные
источники)
Пример 2
+ + + + + + + -
+ -
+ Реальные события, имеющие общественный
резонанс
Пояснение
2
+ + + -
-
-
3
+ -
+ + -
Источники
мнения
2 1
+ -
-
+ -
-
-
для
обоснования
Опыт исторический,
научные факты
люди,
своего
авторитетные
научные
знания,
23
- Какое сочинение оценивается 4-мя баллами? (если нет пояснения 1, или логической связи, или
пояснения 2).
- Прочитайте такое сочинение слайд 20
- Какое сочинение оценивается 3-мя баллами? слайд 21
- Какое сочинение оценивается 1-2-мя баллами? слайд 22
- Это конструктор сочинения. Он экономит наше время при подготовке к ЕГЭ.
Приложение
IX. Итоги занятия
Слайд 23.
1. Что дало вам сегодняшнее занятие?
2. На каком уровне готовности к сочинению по тексту в формате ЕГЭ находитесь вы после
сегодняшнего урока?
1 уровень: самостоятельно написать пока не смогу.
2 уровень: напишу, но присутствуют затруднения, требуется дополнительная
практическая тренировка.
3 уровень: надеюсь, что с сочинением справлюсь.
Материал для сочинения (шаблон-подсказка):
1. Публицист Елена Сирич в тексте поднимает проблему…
2. Размышляя над поставленной проблемой, автор рассказывает … По его мнению, в наши
дни…
3. Таким образом, автор приходит к следующему выводу, что…
4. Невозможно не согласиться с автором.
5. Данная проблема раскрывается писателем… в произведении…. Его герой…
6. Я тоже убеждён в том, что…
7.
План-конспект занятия №19
Тема: Рецензия. Эссе.
Ц е л и : знакомить с особенностями публицистических жанров; развивать умения работать
с текстом, совершенствовать навыки создания собственного текста в заданном стиле.
Т и п з а н я т и я : усвоения новых знаний.
М е т о д ы : исследовательский,
создание
эмоционально-нравственных
ситуаций,
письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Ход занятия
1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала занятия.
Доклад подготовленных учащихся о результатах мини-исследования по теме занятия .
Материал для учителя.
Эссе (нескл., ср. р., от франц. essai – буквально опыт) – это разновидность очерка: научного,
исторического, критического, публицистического характера. Однако в отличие от обычного
очерка, где в центре внимания находится рассказ о событии или описание героя, в эссе главную
роль играет не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора,
раздумья и размышления о жизни, о событиях в науке, искусстве, литературе.
В эссе отражается оригинальный взгляд на предмет, интересные мысли. Для него
характерна образная и афористичная речь. В этом прелесть и трудность жанра. Эссе можно
назвать прозаическим этюдом, отличающимся свободной, индивидуально-авторской
трактовкой темы и отточенностью формы.
Вероятно, можно отнести к эссе тургеневские стихотворения в прозе, лирические
отступления в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя, фрагменты из «Героя нашего времени» М. Ю.
Лермонтова, где Печорин размышляет над странностями своего характера.
Чаще всего эссе по форме представляет собой рассуждение-размышление. В этом случае в
нем активно используются такие речевые приемы, как вопросно-ответная форма изложения,
цепь вопросов, именительный представления, параллельный способ связи предложений, ряды
24
однородных членов, расчленение предложения; субъективный характер изложения
подчеркивается частым использованием вводных слов.
Отзыв – речевое произведение, основанное на выражении эмоционально-оценочного
отношения к прочитанному.
Отзыв – вторичный текст, передающий впечатление пишущего о книге (спектакле, фильме
и др.), мнение о сюжете и героях произведения (без детального разбора).
В зависимости от целей, которые ставит перед собой автор отзыва, различаются их виды.
Поделиться своими впечатлениями о литературном произведении и обосновать свое мнение о
нем можно в письме. Информировать читателя о книге можно в заметке. Повлиять на чувства,
мысли, поведения читателей лучше всего можно в том случае, если написать отзыв в
виде обращения.
Рецензия (от лат. recensio – рассмотрение, обследование) – письменный разбор, отзыв,
содержащий критическую оценку научного, художественного и т. п. произведения, спектакля,
концерта, кинофильма, книги. («Толковый словарь русского языка».)
В рецензии на книжное издание обычно даются его библиографическое описание, краткая
информация о содержании, общественной проблематике, стиле произведения, критическая
оценка произведения. («Литературный энциклопедический словарь».)
Рецензия:
· содержит данные об авторе и его произведении;
· дает анализ произведения, указывает на его общественную значимость;
· оценивает речевое произведение, мастерство писателя;
· представляет собой единство аналитической мысли и глубокой внутренней убежденности
критика;
· сочетает концептуальные и эстетические критерии оценки.
Любой человек, пишущий рецензию, должен придерживаться определенных этических
правил:
1. Работа рецензента требует большого труда и серьезной подготовки: необходимо освежить
свои знания по теме, вникнуть в суть излагаемого материала, обратить внимание на все стороны
сообщения.
2. По ходу чтения рецензенту следует делать краткие замечания, которые помогут
восстановить в памяти подробности исходного текста.
3. Проверить все цифры, даты, имена, приведенные автором.
4. Рецензия должна быть деловой, конкретной, доброжелательной.
5. Неэтично навязывать автору рецензируемой работы свои вкусы.
6. Мнение рецензента не должно зависеть от личных отношений.
7. Рецензент – не ревизор, получивший задание осуществить внезапную проверку, и не
судья, выносящий приговор. В рецензии должна быть выражена позиция ее автора. Авторитет
рецензента определяется его компетентностью и доброжелательностью. Поэтому
категоричность замечаний (если они даже правильны по существу), нежелание выслушать
автора недопустимы.
8. После чтения рецензент должен побеседовать с автором, кратко сообщить ему свой отзыв
о сочинении.
В рецензии обычно дается анализ произведения, высказывается и обосновывается его
оценка. Всё это требует от автора рецензии хорошего знания предмета, того, о чем он пишет, –
литературы, театра, кино. Рецензент не должен подробно пересказывать содержание
прочитанного или увиденного, он должен показать рецензируемое произведение так, чтобы
читатель понял его тему, идейную направленность, почувствовал характер, настроение.
В рецензии обычно отмечаются художественные особенности произведения (сочинения,
спектакля, фильма), его построения, авторского языка.
В рецензии используют публицистический или научный стиль речи. Это зависит от
цели, ради которой пишется рецензия. Если цель рецензирования состоит в том, чтобы
привлечь внимание читателей (или зрителей) к произведению, заинтересовать их, то обычно
25
выбирают публицистический стиль. Если же перед рецензентом стоит иная задача – помочь
читателю понять книгу или спектакль, помочь автору усовершенствовать сочинение, то
рецензия пишется в научном стиле.
По типу речи рецензия, как правило, бывает рассуждением: оценка произведения (тезис)
обязательно должна быть аргументирована (доказана) или объяснена.
Рецензия похожа на отзыв и эссе, но отличается от них как по содержанию, так и по форме.
Содержание рецензии составляет анализ произведения; содержание отзыва – общая оценка
произведения; содержание эссе – впечатления и раздумья его автора, вызванные
восприятием произведения.
Более жесткие требования предъявляются и к форме рецензии: в отличие от отзыва и эссе
она пишется по определенному плану, в ней обычно используется книжная, часто научная речь,
сдержанная по тону, лишенная особой экспрессии.
Как строится научная рецензия.
ПАМЯТКА
Рецензия строится по определенному плану. В роли опорных конструкций в ней
употребляются специальные обороты речи (клише), которые обеспечивают связность и
логичность, свойственные научной речи.
Содержание (план)
Клише
…посвящено
1. Вступление.
Чему посвящено произведение.
рассмотрению вопроса…
решению вопроса…
проблеме…
…написано
на актуальную тему
…затрагивается тема (вопрос)
Исходные данные об авторе
произведения.
Какова цель автора, какие задачи им
ставятся.
Цель автора –
Автор ставит задачу:
описать…
обосновать…
раскрыть…
уточнить…
2. Центральная часть.
Каково
основное
произведения;
основные проблемы…
Что удалось автору.
содержание
В центре внимания (находятся)…
Главные усилия направлены…
Автор ставит и решает,
по существу, одну задачу…
…отмечает (что?)
…описывает (что?)
…касается (чего?)
…обращает внимание (на что?)
…напоминает (о чем?)
…анализирует (что?)
Постараемся теперь объяснить…
Далее подчеркнем…
Необходимо остановиться на…
26
Особо хочется выделить…
Приведем пример…
Наконец, можно еще отметить…
Достоинством…является…
Есть ли недостатки, в чем они
К сожалению, работа не лишена
заключаются
недостатков…
К существенным недостаткам,
на наш взгляд, относятся…
3. Заключение.
Работа завершается…
В заключение отметим…
Слова-синонимы, которые можно использовать в рецензии:
Рассказывать – описывать, показывать, изображать, рисовать, знакомить с …, вводить в …
Понравиться – произвести большое впечатление, глубоко взволновать, привлечь внимание,
запомниться, запасть в память.
Интересный – увлекательный, занимательный, занятный, замечательный, любопытный.
Исключительный – необыкновенный, выдающийся, редкий, редкостный, недюжинный,
незаурядный.
Выделить – особо отметить, подчеркнуть.
План выборочной рецензии.
1. Была ли удачной вступительная фраза?
2. Были ли связующие элементы между вступлением и основной частью?
3. Есть ли в ответе обобщение-концовка? Удачна ли она в языковом отношении?
4. Были ли нарушения последовательности?
5. Удовлетворены ли вы количеством и качеством примеров?
6. Был ли ответ развернутым? Использованы ли сравнения?
7. Были ли приведены основания сравнения?
2. Этап первичной проверки понимания изученного.
З а д а н и е : разделитесь на две группы – «рецензентов» и «стенографистов»: первые, слушая
ответ товарища, подбирают материал для анализа ответа; вторые воспроизводят ход ответа,
отметив все особенности устной речи отвечающего.
3. Этап закрепления и применения изученного.
Задания для учащихся «Проверь себя»: работа над сочинением по исходному тексту на
примере статьи Д. Гранина «О милосердии».
1) Повторение требований к сочинению на ЕГЭ по русскому языку:
– четко сформулировать (в той или иной форме) одну из проблем исходного текста;
– понять и полно отразить основные мысли предложенного текста, уделяя значительное
место концептуальному анализу, из которого станут понятными основные идейные линии
текста (прокомментировать проблему текста);
– сформулировать авторскую позицию в исходном тексте;
– сделать обоснованную оценку текста; опираясь на жизненный или читательский опыт,
выразить и аргументировать свое мнение по одной из проблем, поставленных автором текста.
Напоминаем ученикам о том, что сочинение должно быть логически стройным, безупречно
грамотным.
2) Работа над текстом статьи Д. Гранина (используются те вопросы и задания, которые
предлагают авторы учебника).
Слово учителя.
Д. Гранин родился в 1919 г. в семье лесника. Перед самой войной, в 1940 г., он окончил
Ленинградский политехнический институт, работал в конструкторском бюро. В 1941 г.
добровольцем ушел защищать Ленинград, воевал на Прибалтийском фронте, закончил войну в
Восточной Пруссии командиром роты тяжелых танков.
После войны восстанавливал разрушенное в блокаду энергетическое хозяйство Ленинграда,
трудился в НИИ, учился в аспирантуре.
27
В 1954 г. вышел в свет его роман «Искатели», принесший автору громкий успех. Затем был
создан еще один роман – «Иду на грозу», продолживший тему «Искателей». Автор убедительно
отстаивает в своих произведениях достоинство науки, сосредоточивает внимание на
нравственных основах научного творчества, поэтизирует бескорыстных героев, одержимых
поиском.
Позже Д. Гранин написал целую серию документальных произведений об ученых. А в 1987
г. появилась документальная повесть «Зубр», продолжившая всё ту же тему одержимости
ученых и правды научного творчества.
Вопросы нравственности, честности, чистоты продолжают волновать Д. Гранина и сегодня.
Ч т е н и е т е к с т а с т а т ь и Д. Гранина, определение темы, идеи, его проблематики.
(Тема милосердия – ведущая тема текста. Об этом свидетельствует заглавие статьи.
Автор размышляет над проблемой гуманного отношения людей друг к другу, с горечью
показывает, что безразличие людей к ближнему может привести к фатальным последствиям,
и финальная часть текста является своеобразным авторским воззванием – беречь в себе
«способность откликаться на чужую боль».)
О б с у ж д е н и е в о п р о с о в , данных в упражнении:
а) Является ли этот текст рассуждением? Назовите основные признаки текста и этого типа
речи, докажите свое мнение.
Тип текста – рассуждение с элементами повествования и описания.
б) Определить стиль данного текста.
Это текст публицистического стиля, так как главное его назначение – «информирование,
передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателей,
убеждением их в чем-то, внушением им определенных идей, взглядов, побуждением к
определенным действиям, поступкам». Логичность, образность, эмоциональность, оценочность,
призывность – черты публицистического стиля – характеризуют текст Д. Гранина.
в) Каков основной тезис данного текста? Какие аргументы используются для
доказательства? Достаточно ли их? Каков вывод? Согласны ли вы с этим выводом?
г) Выпишите слова и обороты, которые, на ваш взгляд, особо точно и выразительно
передают мысли и чувства автора.
Обсуждение отдельных моментов, связанных с написанием сочинения по данному
тексту: какими могут быть вступление, основная часть, заключение у сочинения? Как,
опираясь на жизненный и читательский опыт, можно аргументировать свое отношение к
поднятой автором текста проблеме? Какие логические переходы от одной части к другой
можно предложить?
3) Работа над написанием сочинения в выбранном учеником публицистическом жанре.
Вот один из примеров.
«Милосердие… "Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось
запущенным?” – над этим вопросом Д. Гранин рассуждает в своем тексте. А действительно,
почему в наше время по-настоящему гуманных людей становится всё меньше и меньше?
В самом начале статьи автор рассказывает о беде, произошедшей с ним в центре города
около семи часов вечера. Он шел по улице, поскользнулся и упал. Упал неудачно. Истекая
кровью, плохо соображая, кое-как поднялся. Но что самое печальное: никто ему не помог,
хотя народу на улице было немало…
Прочитав этот текст, задумалась: "А как бы я, будучи прохожей, поступила в тот
момент?”. Удивительно, но однозначного ответа дать не смогла.
Во-первых, в наше "неспокойное” время доверять первому встречному нельзя, ведь кто
знает, что у него на уме. Однако, во-вторых, а если человек нуждается в срочной помощи и
поддержке, кто же ему должен оказать эту помощь и поддержку, если не мы, люди?!
Добрым примером здесь, я думаю, могут служить доноры, которые почти безвозмездно
отдают свою кровь больным, находящимся на грани жизни и смерти. Или организаторы
приютов для бродяг – людей потерянных, оказавшихся на самом дне жизни, нуждающихся во
внимании милосердных, добрых граждан.
28
Однако с сожалением надо отметить, что принадлежащих к группе "бессердечных”,
равнодушных, живущих только для себя не так уж мало, потому Д. Гранин отмечает "убыль
милосердия в нашей жизни” и с горечью подытоживает: "Если это чувство не
употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется”».
29
Приложение №3
3.3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема
Дата
Примечание
2
3
План Факт
Часть 1. Разноаспектный анализ текста. (15 часов)
Тема №1. Стилистический и типологический анализ текста. (7 часов)
Текст. Тема и основная мысль текста. Средства
Входной контроль
связи между частями текста, способы связи в
тексте
Выделение микротем в тексте
Лексические средства организации текста.
4
Морфологические средства организации текста.
5
Синтаксические средства организации текста
6
Стили речи. Типы речи
7
Практическая работа
8
Тема №2. Лингвистический анализ текста. (8 часов)
Изобразительно-выразительные средства языка,
оформляющие описание и рассуждение.
9
Анализ изобразительно-выразительных средств,
оформляющих описание и рассуждение.
10
Многозначные слова. Переносное значение
слова. Лексика ограниченного употребления.
Фразеологизм.
11
Синонимы. Контекстные синонимы. Антонимы.
Контекстные антонимы
Фонетические средства выразительности:
аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс.
Звукопись.
Тропы: метафоры, сравнение, эпитет,
олицетворение, ирония, гипербола, литота,
аллегория, перифраза. Художественный символ,
паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза,
оксюморон, лексический повтор, анафора,
эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание,
риторические фигуры, синтаксические
конструкции
1
12
13
14
15
16
Промежуточный
контроль
Промежуточный
контроль
Часть 2. Сочинение-рассуждение на основе текста. (19 часов)
Тема №1. Анализ текста. (5 часов)
Содержание исходного текста. Тексты
функционального стиля.
Практическая работа
30
17
Анализ композиции текстов научного,
публицистического, разговорного стилей.
18
Анализ композиции текстов научного,
публицистического, разговорного стилей.
19
20
Рецензия. Эссе
Практическая работа
21
22
Промежуточный
контроль
Тема №2. Композиция и языковое оформление сочинения. (6 часов)
Вступление к сочинению.
Смысловые и грамматические связи
предложений.
23
24
25
Авторская позиция.
Основная часть сочинения.
Изложение собственного мнения.
26
Заключительная часть сочинения
Тема №3. Тренировочные сочинения. (8 часов)
27
Тренировочное сочинение.
28
Тренировочное сочинение
29
Тренировочное сочинение
30
Тренировочное сочинение
31
Практическая работа.
32
33
34
Сочинение в формате ЕГЭ
Сочинение в формате ЕГЭ
Сочинение в формате ЕГЭ
Итоговый
контроль
31
Приложение №4.
3.4. Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
№ п/п
Причина корректировки
Дата
Согласование с
заместителем директора
по УВР (подпись)
Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
№ п/п
Причина корректировки
Дата
Согласование с
заместителем директора
по УВР (подпись)
32
Приложение №5.
3.5. План воспитательной работы
кружка «Сочинение на отлично»
на 2024/2025 учебный год
Цель:
Формирование у детей нравственных ценностей, патриотизма, толерантности,
готовности к межкультурным отношениям. Освоение ценностей общества, природы, здоровья,
физической культуры.
Задачи:
1.
Формирование у детей таких качеств, как культура поведения, эстетический вкус.
2.
Формированию первичных представлений о малой родине и Отечестве, о
социокультурных ценностях нашего народа, устойчивого интереса к природе родного края, к
окружающему миру;
3.
Воспитание любви к Отечеству, к родному краю, к своей малой родине.
4.
Формирование у воспитанников культуры сохранения и совершенствования
собственного здоровья.
5.
Воспитание ценностного отношения к миру природы, историко-культурному
№
Разделы
Дата
Мероприятие
п/п
Направления
проведения
1.
Здоровье
сентябрь
Беседа «Безопасный маршрут движения
сберегающее
обучающихся по улицам города»; Беседа
«Мы соблюдаем ПДД!» - просмотр
видеоматериала.
Беседа «Профилактика коронавируса»
2.
Патриотическое
воспитание
сентябрь
Зоя. К 100летию со дня рождения Зои
Космодемьянской.
Просмотр видеоматериала
3
Гражданско правовое
воспитание
октябрь
Беседа «Жизнь дана на добрые дела»
(Право на жизнь) (видеофильм)
4.
Здоровье
сберегающее
октябрь
Экологический десант. «Уход за деревьями и
растениями»
5.
Патриотическое
воспитание
ноябрь
Беседа «День народного единства»
6.
Гражданскоправовое
воспитание
ноябрь
Беседа «Терроризм в современном мире и в
России» (видеофильм)
7.
Здоровье
сберегающее
ноябрь
Беседа «Профилактика ОРВИ и гриппа»
8.
Воспитание
толерантного
отношения к
окружающим
декабрь
Новогодние игры и викторины
33
9.
Здоровье
сберегающее
январь
Беседа «Огонь - друг или враг?» Беседа о
пожарной безопасности
10.
Патриотическое
воспитание
февраль
Беседа «День Защитника Отечества»
11.
Экологическое
воспитание
февраль
Беседа «Охрана окружающей среды»
12.
Духовно нравственное
воспитание
Гражданскопатриотическое
воспитание
март
Беседа «Международный женский день 8
Марта, история возникновения праздника»
март
День воссоединения Крыма с Россией«Крымская весна»
(Беседы, видеофильм, конкурс рисунков)
14.
Здоровье
сберегающее
апрель
Беседа: «Осторожно: клещи!» (видеофильм)
«Скорая помощь» при укусах различных
насекомых.
15.
Гражданско патриотическое
воспитание
апрель - май
Русский язык. Великий и могучий. 225 лет со
дня рождения А.С. Пушкин (просмотр
видеоматериала)
13.