ип10

1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специализированная школа № 1 им. Д. Карбышева с углубленным изучением
французского языка г. Феодосии Республики Крым»
(МБОУ специализированная школа № 1)
РАССМОТРЕНО
ШМО учителей
естественно-математического цикла
(Протокол от 27.08.2025 № 01)
Руководитель ШМО
_______Л.А. Бидоленко

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ специализированная школа
№1
__________Т.Г. Кирпиченко
(приказ от 28.08.2025 № 375)

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________М.М. Шуба
27.08.2025

ПРИНЯТО
педагогическим советом
МБОУ специализированная школа № 1
(Протокол от 28.08.2025г .№ 13)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ID 6974273)

учебного предмета «Индивидуальный проект»
для обучающихся 10 классов

Составитель:
Иванов Сергей Александрович
Первая квалификационная категория

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Индивидуальный проект
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности
обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется
обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках
одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области
деятельности
(познавательной,
практической,учебноисследовательской,социальной,художественно-творческойидр.).
Индивидуальный
проект
выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного времени, специально
отведѐнного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершѐнного учебного
исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального,
прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. Содержание программы в
основном сфокусировано на процессах исследования и проектирования(в соответствии с ФГОС),
но вместе с тем содержит необходимые отсылки к другим типам деятельности. При этом
программа предполагает практические задания на освоение инструментария исследования и
проектирования в их нормативном виде и в их возможной взаимосвязи. Тематически программа
построена таким образом, чтобы дать представление о самых необходимых аспектах, связанных с
процессами исследования и проектирования, в соответствии с существующими культурными
нормами. С помощью данного курса предполагается адаптирование этих норм для понимания и
активного использования школьниками в своих проектах и исследованиях.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Индивидуальный проект
Целью учебного курса «Индивидуальный проект» является создание условий для развития
личности обучающегося, способной:

Адаптироваться в условиях сложного, изменчивого мира; - -проявлять социальную
ответственность;

самостоятельнодобыватьновыезнания,работатьнадразвитиеминтеллекта;

конструктивно сотрудничать с окружающими людьми; - генерировать новые идеи,
творчески мыслить. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи: - обучение
навыкам проблематизации (формулирования ведущей проблемы и под проблемы, постановки
задач, вытекающих из этих проблем);

развитиеисследовательскихнавыков,тоестьспособностиканализу,синтезу,
выдвижению гипотез, детализации и обобщению;

развитие навыков целеполагания и планирования деятельности;

обучение выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления
продукта проектирования;

обучение поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого
знания из информационного поля;

развитие навыков самоанализа и рефлексии(самоанализа успешности и
результативности решения проблемы проекта);

обучение умению презентовать ход своей деятельности и ее результаты;

развитие навыков конструктивного сотрудничества;

развитие навыков публичного выступления;

реализация требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам
освоения основной образовательной программы;

формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения
методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности
для достижения практико-ориентированных результатов образования;

3


повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной
программы, а также усвоения знаний и учебных действий. В учебно-воспитательном процессе
используются современные образовательные технологии (ИКТ, проблемное обучение, учебное
исследование, проблемно -поисковые технологии, творческие проекты).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Индивидуальный проект В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программарассчитананаизучениев10классепопредмету“Индивидуальный проект”на 34 часа
в год (1 час в неделю).

4

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Индивидуальный проект
10 КЛАСС
Модуль 1. Культура исследования и проектирования
Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной и
исследовательской деятельности, а также анализ уже реализованных проектов.
Раздел 1.1. Что такое проект. Основные понятия, применяемые в области проектирования:
проект; технологические, социальные, экономические, волонтёрские, организационные,
смешанные проекты.
Раздел 1.2. Анализирование проекта. Самостоятельная работа обучающихся
(индивидуально и в группах) на основе найденного материала из открытых источников и
содержания школьных предметов, изученных ранее (истории, биологии, физики, химии).
Раздел 1.3. Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его отличие от других
профессиональных занятий.
Раздел 1.4. «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А. Столыпина. Рассмотрение
примера масштабного проекта от первоначальной идеи с системой аргументации до полной его
реализации.
Раздел 1.5. Техническое проектирование и конструирование. Разбор понятий: проектноконструкторская деятельность, конструирование, техническое проектирование.
Раздел 1.6. Социальное проектирование как возможность улучшить социальную сферу и
закрепить определённую систему ценностей в сознании учащихся.
Раздел 1.7. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды волонтёрских проектов:
социокультурные, информационно-консультативные, экологические.
Раздел 1.8. Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение социального проекта
«Дети одного Солнца», разработанного и реализованного старшеклассником.
Раздел 1.9. Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей IT-технологий для
решения практических задач в разных сферах деятельности человека.
Раздел 1.10. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности. Основные
элементы и понятия, применяемые в исследовательской деятельности: исследование, цель, задача,
объект, предмет, метод и субъект исследования.
Модуль 2. Самоопределение
Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта.
Раздел 2.1. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности.
Раздел 2.2. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом.
Раздел 2.3. Формируем отношение к проблемам.
Раздел 2.4. Знакомимся с проектными движениями.
Раздел 2.5. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для
проекта/исследования.
Модуль 3. Замысел проекта
Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом.
Раздел 3.2. Выдвижение и формулировка цели проекта.
Раздел 3.3. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов проекта.
Раздел 3.4. Роль акции в реализации проектов.
Раздел 3.5. Ресурсы и бюджет проекта.
Раздел 3.6. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ.
Модуль 4. Условия реализации проекта
Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с понятиями разных
предметных дисциплин.
Раздел 4.1. Планирование действий. Освоение понятий: планирование, прогнозирование,
спонсор, инвестор, благотворитель.

5

Раздел 4.2. Источники финансирования проекта. Освоение понятий: кредитование, бизнесплан, венчурные фонды и компании, бизнес-ангелы, долговые и долевые ценные бумаги,
дивиденды, фондовый рынок, краудфандинг.
Раздел 4.3. Сторонники и команда проекта, эффективность использования вклада каждого
участника. Особенности работы команды над проектом, проектная команда, роли и функции в
проекте.
Раздел 4.4. Модели и способы управления проектами.
Модуль 5. Трудности реализации проекта
Раздел 5.1. Переход от замысла к реализации проекта. Освоение понятий: жизненный цикл
проекта, жизненный цикл продукта (изделия), эксплуатация, утилизация.
Раздел 5.2. Возможные риски проектов, способы их предвидения и преодоления.
Раздел 5.3. Практическое занятие по анализу проектного замысла
«Завод по переработке пластика».
Раздел 5.4. Практическое занятие по анализу проектного замысла
«Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов.
Раздел 5.5. Практическое занятие по анализу региональных проектов школьников по
туризму и краеведению.
Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских
работ
Раздел 6.1. Позиция эксперта.
Раздел 6.2. Предварительная защита проектов и исследовательских работ, подготовка к
взаимодействию с экспертами.
Раздел 6.3. Оценка проекта сверстников: проект «Разработка портативного
металлоискателя». Проектно-конструкторское решение в рамках проекта и его экспертная оценка.
Раздел 6.4. Начальный этап исследования и его экспертная оценка.
Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта
Раздел 7.1. Технология как мост от идеи к продукту. Освоение понятий: изобретение,
технология, технологическая долина, агротехнологии.
Раздел 7.2. Видим за проектом инфраструктуру.
Раздел 7.3. Опросы как эффективный инструмент проектирования. Освоение понятий:
анкета, социологический опрос, интернет-опрос, генеральная совокупность, выборка
респондентов.
Раздел 7.4. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. Освоение понятий:
таргетированная реклама, реклама по бартеру и возможности продвижения проектов в социальных
сетях.
Раздел 7.5. Алгоритм создания и использования видеоролика для продвижения проекта.
Раздел 7.6. Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской
деятельности.
Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта
Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/исследований
старшеклассников, рекомендации к её подготовке и проведению.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания
и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность
в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в
научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной
и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки
разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта;
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
·самостоятельноопределятьцели,задаватьпараметрыикритерии,покоторымможно определить, что
цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях
этики и морали;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;

оценивать ресурсы, материальные и нематериальные ( в том числе время),
необходимые для достижения поставленной цели;

7


выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения. · организовывать эффективный поиск ресурсов,
необходимых для достижения поставленной цели;

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью
Позновательные

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)
задачи;

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;

анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации;

критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников; распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск;

занимать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и
учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции
самостоятельно).
Коммуникативные

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях ( генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт);

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10 КЛАСС
Обучающийся получит возможность научиться:
-планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование, используя
оборудование, модели, методы и приемы, адекватные проблеме;
-формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования,
исходя из культурной нормы;
-выделять основные задачи по реализации поставленной цели в проекте и
исследовательской работе;
-распознавать проблемы и ставить вопросы, формулировать на основании полученных
результатов;

8

-отличать факты от суждений, мнений и оценок;
-подбирать методы и способы решения поставленных задач; использовать основные
методы и приемы, характерные для естественных и гуманитарных наук;
-оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные(такие, как время), необходимые для
достижения поставленной цели, определять допустимые сроки выполнения проекта или работы;
-находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных
областях деятельности человека;
-работать с литературой, выделять главное;
-оформлять результаты своего исследования или отчет о выполнении проекта;
-подготовить доклад и компьютерную презентацию по выполненной работе (проекту) для
защиты на школьной конференции;
-грамотно, кратко и четко высказывать свои мысли, уметь отвечать на вопросы и
аргументировать ответы;
-вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно
презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения
продуктивного взаимовыгодного сотрудничества.
-владению понятийным аппаратом проектно-исследовательской деятельности;
-применению знания технологии выполнения самостоятельного исследования;
-реализовывать общую схему хода научного исследования: выдвигать гипотезу, ставить
цель, задачи, планировать и осуществлять сбор материала, используя предложенные или
известные методики проведения работ, оценивать полученные результаты с точки зрения
поставленной цели, используя различные способы и методы обработки;
-грамотно использовать в своей работе литературные данные и материалы сайтов Internet;
-соблюдать правила оформления исследовательской работы и отчета о выполнении
проекта;
-иллюстрировать полученные результаты, применяя статистику и современные
информационные технологии;
-осознанно соблюдать правила сбора материала и его обработки и анализа;
-·прогнозировать результаты выполнения работ и проектов, самостоятельно и совместно с
другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и
продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по
завершении работы;
-адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих рисков;
-адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он
повлечет в жизни других людей, сообществ);
-адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть
возможные варианты применения результатов.
- отслеживать и принимать во внимание тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
-подготовить доклад и компьютерную презентацию по выполненной работе (проекту) для
выступлений на научно-практической конференции;
-подготовить тезисы по результатам выполненной работы (проекта) для публикации;
-выбирать адекватные стратеги и коммуникации, гибко регулировать собственное речевое
поведение.
-осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество
выполненного проекта.

9

п/п

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количест
Наименование
№
Электронные
во
часов
разделов
и
тем
образовательные ресурсы
программы
Всего
Культура
1исследования
проектирования

и

6

2

Самоопределение

4

3

Замысел проекта

4

(цифровые)

https://project.1sept.ru/subjects/23
https://tvorcheskie-proekty.ru/node/70
https://tvorcheskieproekty.ru/node/2128
https://obuchonok.ru/vvedenie
https://tvorcheskie-proekty.ru/zadachiproekta
https://tvorcheskieproekty.ru/zadachi
proekta
https://media.prosv.ru/
https://tvorcheskieproekty.ru/zadachiproekta
https://tvorcheskieproekty.ru/zadachi
proekta https://tvorcheskieproekty.ru/node/69
https://tvorcheskieproekty.ru/node/69
https://tvorcheskie-proekty.ru/node/69
https://media.prosv.ru/
https://tvorcheskieproekty.ru/node/69
https://tvorcheskieproekty.ru/node/69
https://tvorcheskieproekty.ru/node/69

Условия реализации
4
проекта

3

Трудности
5
реализации проекта

5

Предварительная
защита
и
экспертная
6
оценка
проектных
и
исследовательских работ

4

https://tvorcheskieproekty.ru/node/78

6

https://media.pros
https://tvorcheskieproekty.ru/node/69
https://media.prosv.ru/
https://tvorcheskieproekty.ru/node/69v.ru/

Дополнительные
7возможности улучшения
проекта
Презентация
и
8защита индивидуального
проекта
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

2
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».